Раздел "Шаманские традиции"
Up

Магические атрибуты и духи в тибетском буддизме

 
1. Тибет до буддизма
2. Течения буддизма
3. Тибетские тантры
4. Естественное состояние или природа будды
5. Мандала
6. Свастика
7. Ступа (чортен) как модель вселенной
8. Пять первоэлементов
9. Понятие "тигле" и слияние пяти первоэлементов
10. Женское и мужское начала "Яб-Юм"
11. Божества, чистые земли и практики превращения
12.Духи местности или Дхармапалы
13. "Восемь драгоценностей" как подношения духам.
1.Тибет до буддизма

Среди направлений буддизма для буддизма Тибета характерно наибольшее число легенд, рассказов о тайных практиках и приобретаемых мистических сверхспособностях, большое количество легендарных махасиддхов.

Как и в другие буддийские страны, буддизм попал в Тибет из Индии, до этого в стране придерживались древней тибетской религии Бон. Предполагается, что самоназвание Тибета - Бо происходит от слова Бон. Бон глубокой древности - это в большей степени шаманизм. Тибетцы считали, что весь мир заселен духами, доброжелательными или недоброжелательными по отношению к человеку. Существовала сложная классификация этих духов, и непростые взаимоотношения с ними. Считалось, что духам надо совершать подношения и проводить сложные ритуалы с произнесением заклинаний для их задабривания или укрощения.

От Бон в буддизм пришла вера в духов, в многослойность, множественность уровней существования, склонность к сложным магическим ритуалам, а также вера в силу слова - тайной мантры, которая будучи произнесена с правильным произношением , интонацией и жестом , может творить миры, не менее реальные и не менее иллюзорные, чем человеческое существование. Вообще для тибетцев характерно особое ощущение иллюзорности, нереальности существования, его зыбкости.

Сам Бон в последствии не исчез, а приобрел большое сходство с буддизмом, его развитие связывается с именем Шенраба Миво, легендарной личности, принесшей в Бон идею Просветления, освобождения от власти сансары. Новый Бон очень похож на буддизм ваджраяны, только со своим каноном священных текстов и терминологией.

в начало

2.Течения буддизма

Если пользоваться делением течений буддизма на три колесницы: хинаяна, махаяна, ваджраяна, то для буддизма Тибета характерно сочетание воззрений всех трех колесниц с преобладанием махаяны и ваджраяны.

Из буддизма хинаяны в буддизм Тибета пришла идея о необходимости соблюдения дисциплины восьмеричного пути, сохранения обетов.

Из махаяны - идеал бодхисаттвы, просветленного существа достигшего освобождения, но не ушедшего в нирвану, а оставшегося из сострадания для помощи всем живым существам. Для махаяны характерны идея не индивидуального, а всеобщего спасения, и зарождение сострадания считается необходимым шагом, предваряющим любую духовную практику. Кроме того, приобщиться к учению и достичь состояния будды в махаяне может не только монах, но и мирянин, для этого надо накапливать благие заслуги, совершая благие деяния, принося пользу другим и накапливая свою положительную карму.

Для ваджраяны как и для махаяны характерна идея об иллюзорности, пустотности всего существующего. Все явления не являются реальными и не имеют независимой сущности, воспринимаемый мир явлений не является истинным. Истинная реальность, природа вещей не может быть описана и постигается непосредственным мистическим опытом в ходе практики, а не логическими рассуждениями. Для этого в ваджраяне существует сложная многоступенчатая система медитативных практик, изложенных в тайных текстах - тантрах.

в начало

3. Тибетские тантры

Учения, изложенные в тантрах, очень часто получены от различных просветленных существ, в других измерениях реальности. Сам Будда Шакьямуни дважды излагал учения тантр, оба раза в мифических странах Уддияне и Шамбале. Остальные тантры изложены другими буддами в иных измерениях и принесены в наш мир великими сиддхами.

Для текстов тантр характерна высокая степень зашифрованности текста, большое количество символов, которыми передается информация. То же самое можно сказать про истории, легенды из жизни великих практиков. Причиной этому может служить, во-первых, традиция тайной передачи этих знаний. Для практики необходимо получить прямую передачу и объяснения от учителя, который имеет право давать такую передачу. Во-вторых, для мышления тибетцев характерен символизм, объемные и целостные образы, что особенно проявляется в их ритуалах. Чтобы понять их внутреннее содержание, необходимо ознакомиться с их основными философскими воззрениями.

в начало

4. Естественное состояние или природа будды

Все в мире проистекает из одного - естественного состояния, природы будды, ее основа изначально чиста, ее сравнивают с чистым, незагрязненным золотом наделенным высшими качествами и лишенным изъянов. Природа Будды (сугатагарбха) включает в себя все сущее в сансаре и нирване. Везде, где есть пространство, есть разумные существа, везде, где есть разумные существа, есть природа будды. В качестве примера приводится масло, содержащееся в горчичном семени, точно также в всех существах. присутствует сущность всех будд.

Естественное состояние обладает силой создавать отражения, подобно тому, как луна отражается на поверхности воды, эти отражения иллюзорны, они не имеют независимого существования, они возникают из естественного состояния и к нему же возвращаются.

Ничто не существует вне естественного состояния, оно нигде не проявляется и не оставляет следа и тем не менее оно всегда здесь. Его невозможно схватить мыслью, его нельзя назвать или обозначить буквами или передать при помощи звуков. Естественное состояние не имеет существования и не имеет не существования, и в тоже время оба этих состояния из него проистекают.

Дао, которое может быть названо, не настоящее Дао
Имя, которое может быть названо, не настоящее имя
Не обладающее именем начало
Неба и Земли есть "мать всех вещей"

Лао Цзы

Будучи непроявленной, природа будды пребывает в пустоте, лишенной формы - Дхармакайя, порождая же "десять тысяч вещей" - миры форм, она пребывает в мирах радужного света Самбхогокайя, населенных божествами и духами, либо в материальных мирах -Нирманакайя, подобных нашему миру, и все эти миры одинаково иллюзорны.

Проявившись в мирах, Самбхогакайя и Нирманакайя все существа попадают под власть закона причинно-следственных связей, они рождаются, страдают, умирают и снова рождаются.

Все существа, попадая в колесо санскары, впадают в омрачение ума, они видят единственно реальным только тот мир, в котором они в данный момент существуют и забывают свою истинную природу. Привязанность существ к существованию в этом мире порождает желания и жажду удовольствий, которые приносят лишь страдания и разочарование.

Изначально присущее им ваджрное радужное тело скрыто смертным физическим телом, присущее им естественное состояние ума скрыто за омраченным мышлением, цепляющимся за вещи иллюзорного мира.

Но даже если существо не исследует и не практикует естественное состояние, оно все равно всегда пребывает с ним, нет ничего, что можно было бы потерять, и нет ничего, что можно было бы найти. Нет неверного видения реальности, есть только временное неведение. Все, что бы мы не делали, есть отражение Дхармакайи и является спонтанно порожденным и естественно протекающим. Познание своей истинной природы означает познание естественного порядка вещей, того, как вещи рождаются, пребывают и умирают, а также следование этому порядку. Основное условие для пребывания в естественном состоянии - деяние без деяния, что означает отсутствие выбора со стороны человека, он просто делает то, что идет следующим без планирования, размышлений, без привязанности к действию, без страха и каких-либо ожиданий

Тот, кто высчитывает, проигрывает
Тот, кто старается удержать, потеряет
Вот почему мудрый,
Освобождаясь от привычки определять
И высчитывать, освобождается от неудач
Переставая цепляться за старое,
Освобождается от потерь

Лао-Цзы

Сам же человек непрерывно пребывает в состоянии присутствия себя в любом действии и изменении - "ригпа", ему безразлично все, что с ним происходит, его тело, речь, сильные эмоции, мысли оставляются как есть, но при этом осознаются и отслеживаются, при этом он воспринимает весь окружающий мир как иллюзорную волшебную мандалу, где в центре находится его естественное состояние - природа будды .

в начало

5. Мандала

Мандала как философская концепция и символ занимает центральное место в символике тибетского буддизма. Ее основное значение круг, центр. На бытовом уровне мандалами называются как медные или золотые блюда для подношений божествам, так и собственно сами подношения, мандалы могут быть сделаны из металла, нарисованы на полу или потолке храма, выложены из цветного песка или вырезаны из раскрашенного масла.

Буддийские практики называют мандалами особые ритуалы, связанные с визуализацией и призыванием бодхисаттв или божеств с целью преподнесения им подношений в виде силы, благих заслуг и мыслей самого практикующего, а также своего тела, плоти и крови и всех омрачений ума в зависимости от того, какого рода божество. В ответ практикующий надеется получить силу и поддержку просветленных существ, необходимые ему для достижения чистого видения и просветления его и всех живых существ.

Геометрия мандала представляет собой горизонтальный срез вселенной, где все стремится к центру, представляющему собой абсолютную реальность и бессмертие.

В символике народов центральной Азии это, как правило, либо Мировое Древо, корни которого уходят глубоко в Землю, в нижний мир, а ветви простираются в Небо в верхние миры, либо Золотой Столп, поддерживающий мировой шатер. Другой мифический образ, допускающий связь между Землей и Небом - гора Сумеру, трех или семиярусная. Ее вершина упирается в Полярную звезду "Пуп неба". На вершине горы обитает Небесный Владыка Тенгри, на вершину горы совершают свои путешествия шаманы, Древо Мира рисовали они на своих бубнах. Очень часто для перехода из мира в мир используется образ радуги или радужного моста.

Центр мандала это то, что не подвержено переменам и постоянно в пространстве и времени.

Центр мандала находится внутри квадрата, который представляет собой Землю или мир человека или божества, дворец в котором пребывает божество. У каждого дворца есть четверо порталов или ворот, через которые можно проникнуть во дворец с четырех разных сторон света. Квадрат вписан в окружность или несколько окружностей, представляющих собой первичный символ Неба.

Часто внешняя окружность изображается пылающей огнем, который выполняет защитную функцию, и призван сжечь омрачения ума, препятствующие чистому видению.

Крест в центре мандала задает четыре направления, стороны света, соединенные вместе эти точки образуют квадрат.

в начало

6. Свастика

Другой образ креста в тибетском буддизме - свастика, она связана с представлением о переменах и означает путь солнца, собирающего воедино четыре точки: север, юг, запад, восток. Эти точки связываются с центром и через центр друг с другом. Символическое значение пересечения - место, в котором все вещи сходятся и из которого реализуют себя.

Свастика задает вращение: скручивание или раскручивание всех вещей, их центробежное или центростремительное направление и является горизонтальной проекцией спирали. В религии Бон, предшествовавшей буддизму на Тибете, свастика называлась Юндруг, она была очень объемным понятием и служила синонимом понятия учение, религия, а также синонимом понятия вечный, неизменный закон. Бонцы почтительно называют свое учение вечный, неизменный Бон - Юндруг Бон, Бон свастики.

в начало

7.Ступа (чортен) как модель вселенной

В вертикальном разрезе буддийская модель вселенной представляет собой ступу (На Тибете она называется чортен). Ступами или чортенами называются погребальные сооружения, хранилища реликвий Будды. Слово "ступа" в переводе с санскрита означает вершина, верхушка, так назывались могильные курганы в древней Индии. В источниках сообщается, что после кремации тела Будды пепел был поделен на восемь частей, каждая из которых была замурована в специальную ступу, которая становилась объектом религиозного поклонения. Реликвии, заключенные в ступе представляют собой не только тело Будды, но и его учение.

Во времена распространения буддизма обладание подобными реликвиями, а также строительство ступ были очень важны, так как символизировали собой приверженность этому учению и способствовали приобретению благой заслуги.

Ступа олицетворяет собой легендарную гору Сумеру, ее архитектура может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей:

Основание, полушарие (купол), лестница, шпиль, навершие.

В буддизме этим частям ступы ставятся различные соответствия, например , соответствие с пятью первоэлементами :

Основание-земля

Лестница - вода

Купол-огонь

Шпиль - воздух или ветер

Навершие - пространство

Или, например другое понимание: основание - помраченное состояние человека, полушарие и лестница- начало движения к Просветлению, шпиль-состояние бодхисаттвы, просветленного существа из милосердия оставшегося в сансаре, навершие- полное осознавание природы будды.

в начало

8. Пять первоэлементов

Согласно представлениям тибетцев все существующее как в мирах Самбхогакайя, так и мирах Нирманакайя состоит из 5 первоэлементов: земля, вода, огонь, ветер, пространство.

Согласно древнему еще добудийскому мифу вначале было космическое яйцо - первоначальный источник вселенной и человека. Яйцо было порождено пространством, а по другим источникам возникло из пустоты. Яйцо разделилось на три составляющие: белок, желток и оболочку, давая существование трем областям: верхнему миру - небесам, среднему миру-миру людей и нижнему - области духов. Из яйца возникли 5 первоэлементов, которым присущи изначальные цвета:

Земля - желтый
Вода - белый
Огонь-красный
Ветер, воздух -зеленый
Пространство -синий
Чистая природа этих первоэлементов - Ясный Свет.

Символами пяти первоэлементов в тибетском буддизме являются разноцветные флажки лунгта, на каждом из которых изображены пять животных, ставящихся в соответствие пяти первоэлементам.

Желтый - лев
Белый - дракон
Красный - орел
Зеленый-тигр
Синий - чудесный конь

Флажки лунгта подвешиваются на веревки и поднимаются в небо, где их развевает ветер. Считается, что этот ритуал превращает любую вещь, в основе которой лежат пять первоэлементов, из отрицательной в положительную, из зла в добро, из несчастья в удачу, причем подразумевается ,что это должно происходить с величайшей быстротой, подобно чудесному коню.

Физическое тело человека также как и все материальные предметы состоит из этих первоэлементов. Стихия Земли - это опора существования физического тела, стихия Воды собирает и объединяет все вместе, Ветер движет, Огонь доводит до созревания, Пространство открывает двери, и таким образом тело существует.

По тибетским воззрениям в момент смерти к человеку приходит переживание растворения по порядку пяти стихий, это происходит во время столкновения пяти стихий друг с другом. Земля растворяется в стихии Воды, Вода и Земля входят в столкновение, смешиваясь друг с другом. Таким же образом Вода входит в Огонь, Огонь - в Ветер, Ветер - в Пространство, и происходит полное слияние пяти стихий или первоэлементов, в котором проясняется их истинная сущность или Ясный Свет дхарматы.

в начало

9. Понятие "тигле" и слияние пяти первоэлементов

Когда все омрачения, скрывающие природу будды устраняются и достигается состояние просветления, практикующий еще при жизни может очистить эти элементы в их изначальное, естественное состояние и обрести "радужное тело " или тело света "джалю".

Достигается это, как правило, в момент смерти, когда практикующий сознательно покидает материальный мир. Его физическое тело исчезает без следа, остаются только ногти и волосы, считающиеся нечистыми. Уход просветленного сопровождается явлением многочисленных радуг в ясном небе при отсутствии дождя и другими чудесными знаками.

Символом слияния пяти первоэлементов в их истинной природе является "тигле", в переводе с тибетского "капля", представляющее собой сферу, бусину, в центре которой часто изображают корневой слог Ах, олицетворяющий собой естественное состояние, природу будды, из которой проистекает все. Сфера окружена радужным ореолом из пяти чистых цветов, которые исходят из тигле и в нем же растворяются.

Понятие "тигле" - ключевое в буддизме ваджраяны. Изображение будд и бодхисаттв внутри радужных тигле означает их полностью реализованное состояние и указывает на их истинную природу Дхармакайя. Визуализация тигле используется во многих медитативных практиках, где тигле символизирует чистое видение, в котором все видится как отражения, исходящие из естественного состояния или уходящие в него.

в начало

10. Женское и мужское начала "Яб-Юм"

Тибетские буддисты ставят в соответствие Высшей, запредельной мудрости женское начало - праджня. Она постигается с помощью Искусных Средств - упайя, мужского начала. Поэтому будды обретают полную силу только в соединении со своей женской ипостасью -праджней. Будда и его супруга - две стороны Инь и Ян любого элемента мироздания, и в тибетском языке они именуются не супругами, а "Яб -Юм" - Отцом и Матерью , а символическим ребенком их союза является пробужденное состояние ума.

Символ мудрости, женского начала - лотос. Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии, где цветок символизирует чистоту, красоту, совершенство. Троном каждому из будд и бодхисаттв часто служит огромный цветок лотоса, на котором изображены солнце как женский аспект энергии и луна как мужской аспект энергии. Другой символ женского начала во вселенной - колокольчик.

Мужское начало во вселенной символизирует ваджра - пятиконечный ритуальный жезл. Ваджра в древней индийской мифологии - инструмент бога Индры, служивший для посылания молний. Иногда это слово переводят как "алмаз".

Ваджра - символ самого Просветления, символ истинности, непоколебимости буддийского учения, по твердости не уступающего алмазу. Название направления буддийского учения "Ваджраяна " можно перевести как Колесница нетленности, подлинной реальности. Ваджра и колокольчик являются непременными атрибутами каждого тибетского или монгольского монаха.

В буддизме ваджраяны мужское начало связывается с лунной энергией, белым цветом, корневым слогом ХУМ и с центром находящимся на макушке головы.

Женское начало связывается с солнечной энергией, красным цветом, корневым слогом А (усеченная форма слога Ах) и с центром, расположенным на четыре пальца ниже пупка.

в начало

11. Божества, чистые земли и практики превращения

Все божества видятся как определенные аспекты естественного состояния .

Так, например, Авалокитешвара символизирует собой сострадание ко всем живым существам, а Будда Амитаюс связан с практиками долголетия.

Практикующий визуализирует определенное божество - ийдам как мандалу, где божество восседает на троне в своем волшебном дворце. Он начитывает священные тексты -мантры , необходимые для призывания этого божества. Главным считается произнесение корневой, сердечной мантры, присущей этому божеству. Проявление божества и отождествление себя с ним, трансформация возможны только через соединение визуализации формы со звучанием этой тайной мантры и жестами рук - мудрами. Возможно отождествление себя с гневными божествами для избавления от определенных качеств или препятствий ума и тела.

ХУМ. Божество-это я, я - это божество.
В этой самовозникшей, проявленной мандале
Нет хорошего или плохого, нечего принимать или отвергать.
И все же
Мое простирание - символ взаимозависимости

Из текстов Дзокпа Ченпо

Многочисленные образы просветленных существ в тибетском буддизме можно распределить по трем телам будды - Дхармакайе, Самбхогакайе, Нирманакайе.

Будда Дхармакайи часто называется Ади-Будда т.е. "Изначальный Будда". Это символический образ истинной природы ума, природы будды, которая пуста и лишена любых форм. Для разных школ характерны различные образы Ади-Будды, как правило, это

Самантабхадра - "Всеблагой". Он - синего цвета, обнажен, что символизирует открытость природы ума и обычно изображается в союзе со своей супругой Самантабхадри.
Ваджрахара "Держатель Ваджра". Он тоже синего цвета, облачен в царские одеяния и скрестив руки на груди, держит у сердца ваджру и колькольчик.
Ваджрасаттва. Он белого цвета, также держит ваджру и колокольчик. Он символизирует чистоту и связан с различными практиками очищения.
Праджняпарамита - женский Аспект Ади-Будды, мать всех Будд, Запредельная Мудрость.

На уровне Самбхогакайи изначальный будда проявляется как будды пяти семейств, составляющие чистую природу пяти первоэлементов. Каждому из пяти будд соответствуют свое место в мандале, свой цвет и своя супруга, находящаяся с ним в неразделимом союзе. Очень часто на изображениях отличить одного будду от другого возможно только по цвету его тела и мудре, которая отражает присущий ему аспект.

БуддаВайрочанаАкшобьяРатнасамбхаваАмитабхаАмогхасиддхи
Место в

Мандале

Центр

(иногда восток)

Восток

(иногда центр)

ЮгЗападСевер
СемействоТахтагатаВаджраРатнаПадмаКарма
МудраДхармачакра жест учения -ладони у сердца, соединены большие и указательные пальцыБхумиспарша жест просветления

Правая рука касается земли как свидетеля, в левой-ваджра

Варада

Жест даяния

Правая ладонь обращена наружу, в левой драгоценность

Дхъяна

Жест созерцания

Правая ладонь покоится на Левой

Абхая

Жест бесстрашия

Правая ладонь Раскрыта у сердца

Цвет телаБелыйСинийЖелтыйКрасныйЗеленый
СимволКолесо ученияВаджраДрагоценностьЛотосСкрещенный Ваджра
СупругаЛочанаДхатвишвариМамакиПандаравасиниТара
ПервоэлементЗемляПространствоВодаОгоньВетер

Самым известным из пяти будд является будда Амитабха, владыка западной чистой земли Сукхавати. Его почитают как на Тибете, так и в Китае и Японии, и практики, связанные с ним, имеют основную цель переродиться в его чистой земле. Чистые земли будд - другое ключевое понятие в тибетском буддизме. В буддийской космологии сложилось представление о существовании неисчислимых миров во вселенной, будды и бодхисаттвы творят миры с особыми условиями для обучения всех живых существ. Пять будд Самбхогакайи являются владыками пяти мифических континентов, чистых земель: центральный из них - Акиншита, место в котором обрели просветление сами будды и четыре другие чистые земли, переродившись в которых, практикующий может продолжать практиковать и достичь просветления в более благоприятных условиях.

Остальные очень многочисленные будды и бодхисаттвы являются проявлениями этих пяти будд, и их можно разделить на мирные формы (Авалокитешвара, Манджурши ), полугневные (Калачакра), гневные (Яманатака ,Хаягрива). Мирные формы воплощают качества, которые практикующий надеется приобрести, а гневные формы, для которых характерны угрожающий вид, украшения из черепов и костей, служат для уничтожения привязанностей и двойственного восприятия практикующего.

Среди них выделяются Авалокитешвара и Манджурши, воплощающие соответственно сострадание и мудрость .

Так как сострадание ко всем живым существам считается основным качеством буддиста, практика Алокитешвары и его коренная мантра :ОМ мани педме ХУМ занимает центральное место как в буддизме махаяны, так и в буддизме ваджраяны.

Авалокитешвара кроме того считается особым защитником Тибета. Все тибетские далай-ламы являются его воплощениями. Интересно, что в Китае и Японии Алокитешвара стал женщиной по имени Гуань Инь, явлющейся воплощением любви и милосердия.

Манжурши же известен во всех буддийских странах как владыка мудрости, вдохновляющий всех изучающих учение Будды и распространяющий его. Он изображается с мечом в руках, отсекающим неведение, и выражение "меч Манжурши" символизирует суровость и принципиальность в распространении Учения.

В мирах Нирманакайи Будды могут принимать облик обычных людей и направлять других к Просветлению. Таковыми являлись сам Будда Шакьямуни, а также даже более популярный на Тибете Падмасамбхава, который принес учение буддизма на Тибет и покорил местных божеств и духов, связав их клятвой охранять буддийское учение.

в начало

12.Духи местности или Дхармапалы

Эти духи в последствии составили отдельный и наиболее многочисленный разряд буддийского пантеона, именуемый Дхармапалы или Защитники Учения.

Их многочисленность объясняется тем, что они попали в буддийский пантеон из древних добудийских верований в то, что духи-защитники есть у каждой стороны света, у каждой местности, горы, озера и т.д. Эти духи очень могущественны и могут приносить как благо, так и вред, и по этому им необходимо делать подношения.

Существует детальная систематизация всех духов на восемь классов и множество подклассов. Падмасамбхава обязал их защищать буддийское учение от недругов и искажений, и древние ритуалы подношений им стали буддийскими ритуалами.

Эти существа, как правило, изображаются в гневных формах, окруженные пламенем, сжигающим все препятствия, и представляют собой уровень Земли, в отличие от семейств будд, представляющих собой уровень Неба.

На религиозных картинах- танках очень четко видна трехмерная структура, выстроенная по закону Земля- Человек- Небо. На любой танке обязательно присутствуют пять будд, расположенных вверху или по углам танки - уровень Неба, внизу, как база, изображается Земля с горами, реками, домами и т.д. либо защитники Учения, в центре располагается мандала божества, символизирующая ум Человека, его определенные аспекты.

Другая закономерность, присущая тибетскому буддизму связана с числом восемь. Этим числом, как правило, характеризуются качества, присущие различным явлениям мира форм, как, например, восьмеричный путь

  1. Правильные взгляды
  2. Правильные намерения
  3. Правильная речь
  4. Правильные действия
  5. Правильный образ жизни
  6. Правильные усилия
  7. Правильное осознание
  8. Правильное сосредоточение

в начало

13. "Восемь драгоценностей" как подношения духам.

В качестве ритуальных подношений божествам подносятся "восемь драгоценностей " или "восемь благоприятных символов", выражающие собой восемь качеств присущих Учению .

Зонт, отражающий злые помыслы, атрибут царской власти.

Две рыбы, плавающие в реке духовного освобождения.

Штандарт, водруженный на вершине горы Меру, символизирует вечность и непоколебимость Учения.

Лотос символизирует чистоту и совершенство.

Сосуд, наполненный напитком бессмертия, символизирует блаженство

Узел как символ изменчивости, а также бесконечного цикла перерождений.

Раковина, закрученная вправо. Используется в качестве трубы и символизирует пробуждающую природу Учения

Колесо Дхармы, колесо Учения с восемью спицами, символ восьмеричного пути.

в начало

 

 



Сайт управляется системой uCoz