Луна сегодня:

Центр изучения традиционных культур "Древо Мира"

Сказки

Сказки совенка, записанные его учеником


Сказка 5. Зал даосской черепахи


Был один зал в сказке совенка, где он очень любил отдыхать. Тихий уютный грот с озером. Там обычно совенок дремал под мерный звук водокапов, и ему снились сны о событиях, расплетающихся, как волшебный узор, из этого грота по всем мирам. Совенку доставляло особое наслаждение созерцать гармоничную наполненность и взаимосвязанность сюжетов и судеб, которые были чрезвычайно удалены друг от друга и во времени, и в пространстве. И только в этом зале можно было созерцать их сущностную связь.

Так, совенок сумел разглядеть в своих дремах, как один человек, написавший поэму о своих сказочных похождениях в одной точке вселенной, помог герою совсем в другой ее точке сделать невозможное, что само по себе никогда бы не произошло. Совенок удивлялся тому, как хорошо понимают друг друга существа на таких больших «расстояниях», и как могут быть слепы друг к другу живущие рядом.

Как-то раз совенок пригласил меня в гости в свою сказку:

-Хочешь, пойдем посмотрим мое любимое место для отдыха?

Я, конечно, тут же согласился, так как всегда такие путешествия были очень захватывающими. Совенок умел удивить чем-нибудь новеньким. Не долго думая, мы отправились в путь. И, как всегда, у меня захватывало дух ни то от страха, ни то от предвкушения предстоящего приключения.

Были времена, когда я очень боялся ходить в сказку совенка. Какого-то разумного объяснения этому я не находил, просто начинали трястись поджилки, и ничего поделать с этим было нельзя. Сейчас я думаю, это из-за того, что какая-то часть нынешнего человека очень боится встретиться со сказочной реальностью. Ну, это как проглоты не любят запаха сказки, просто на дух его не переносят. Но потом что-то меняется. Сказка слишком заманчива. Несмотря на страхи, все равно тянет туда. Когда много раз сходишь в сказку, она тебя пропитывает насквозь. Жизнь без сказки – не жизнь вовсе становится. Можно даже заболеть, если долго там не бываешь. Ведь на самом деле человек – сказочное существо. В сказке он рождается, только в ней и живет по-настоящему.

Но в те времена я еще никак не мог справиться со своим страхом. Видя мою нервозность, совенок предложил мне пройтись пешком. Ходьба расслабляет, а тело настраивает на более чуткое восприятие. И вот, идем.

Было очень темно. Под новолуние. Я шел как на ощупь. Идешь так, и всем телом ощупываешь пространство. Из-за этого состояние у меня было какое-то сонное. Я даже часть пути прошел с закрытыми глазами. Все равно не видно ничего. Да и со сном бороться было невыносимо тяжело. Ноги шли сами по себе, притом неплохо.

Вдруг совенок резко остановился.

-Ну, все. Мы пришли.

Мы стояли перед входом в пещеру. Оказывается, мы уже долгое время шли внутри сказки, а я и не заметил. Я удивленно хлопал глазами, а весь сон куда-то улетучился.

-Сейчас под землей полнолуние, - изучающе рассматривая меня, сказал совенок, - так что тебе будет полегче.

Мы пролезли в узкий короткий лаз и оказались в красивой галерее. Все стены светились голубоватым светом, как у луны, так что дополнительное освещение мы не использовали. Во всем теле теперь появилась какая-то легкость, внимание обострилось. Я с интересом рассматривал все вокруг, приставая к совенку со всякими вопросами.

Как-то незаметно мы свернули в один из боковых ходов, и вдруг на меня нахлынула какая-то печальная ностальгическая волна. Я перестал бестолково щебетать, и стал внимательно прислушиваться, присматриваться и даже принюхиваться ко всему вокруг. У меня возникло отчетливое ощущение, что я здесь уже бывал. Даже запах тут был какой-то особый, знакомый.

Совенок, видя перемену моего настроения, только усмехнулся. Оставшуюся часть пути мы прошли молча.

И вот, показался очень красивый арочный вход в тот самый грот, куда меня вел совенок. Мы осторожно вошли. Здесь все сияло даже ярче, чем в галереях, по которым мы шли до этого. Восхитительная тишина и звук водокапов. Тишина вскоре превратилась в очень нежную, почти хрустальную мелодию. От этой мелодии мне стало совсем грустно. Казалось, что это место для меня важно чем-то особенным. Понемногу успокоившись, я огляделся вокруг. Интерьер пещерного зала был не слишком вычурный, но мягкий, приятный, как будто грот приглашал расположиться в нем на отдых. Прохаживаясь в глубине зала, я неожиданно набрел на озеро. Я потрогал прохладную воду руками, и тут же по воде пошли мелкие волны.

На берег выплыла черепаха. Странно, подумал я, откуда здесь черепаха?

-Познакомься, - тут же подоспел совенок, - это древняя даосская черепаха. Она знает Фу Си. Это на ее панцире император разглядел триграммы. Вот, посмотри.

-Даосская – это мое прозвище. Вообще-то, я намного древнее, - отозвалась черепаха, и повернулась панцирем ко мне.

Никаких триграмм я не увидел, но панцирь был действительно необычный. На нем вначале двигались, спонтанно сменяя друг друга, цветные узоры, а когда движение успокоилось, появилось изображения круга с точкой внутри. И тут я вспомнил.

Несколько лет назад мне снился один очень странный сон. Я бродил по осеннему лесу, хотя и не очень-то осознавал происходящее. Но тут ко мне подошел незнакомый человек, и мое сознание внезапно прояснилось само по себе. Теперь я точно понимал, что сплю. Человек, ни слова не говоря, пошел рядом со мной, и все время прогулки картина моего сна была очень устойчивой и реалистичной. Я даже чувствовал запах – не сказать, что это запах осеннего леса. Это был свой, особенный запах. Его я и узнал, как только мы свернули в эту часть пещеры. Я был так поглощен прогулкой, что, казалось, могу с удовольствием бродить здесь целую вечность.

-Вечность – совсем необязательно, - откликнулся на мои мысли незнакомец, - есть много других, не менее восхитительных миров.

-Правда, есть? - не своим голосом спросил я.

-Конечно. Ищи, и обязательно найдешь.

Тут в мой сон ворвалась какая-то помеха, и он начал таять. Последний образ сна, который остался в моей памяти, был как раз этот круг с точкой в центре. Тогда я не понял, что это значит. Позднее я узнал, что в некоторых подземельях этот значок указывает на выход, туда, где солнце. Я проснулся, но некоторое время чувствовал чудесный запах из сна у себя в комнате.

С тех пор я не сомневался в существовании сказочных миров, и настойчиво искал способ туда попасть. Теперь меня совсем томила моя никчемность и ограниченность. Я искал и искал, пока, наконец, не встретил совенка и его друзей.

-Тот человек во сне… – ты был? – смущенно спросил я совенка.

-Наверное, хотя точно неизвестно. Да и какая разница. Но в этом зале ты действительно уже был, только во сне. Очень многие находят сказку этим способом. А рассказала мне об этом даосская черепаха. Очень давно это было…

И совенок начал рассказывать.

-Как-то сидел я в этом гроте и размышлял о том, сколь бесперспективны и бесплодны мои усилия объяснить людям, что сказка моя – это и есть самая что ни на есть реальность. Даже те, кто видел это своими собственными глазами, пугались так сильно, что остальным говорили так:

-Да, сказки существуют, только ничего хорошего в них нет. Лучше жить сегодняшним днем и не искать лучшей доли. Если тебе и предназначено что-то судьбой, оно случится само собой. И незачем искать.

Только вот ведь не выходит так. Обычно бывает наоборот. Кто не ищет сказку, тот и не находит. А кто ищет, найдет наверняка. Не так уж это и сложно, главное, искать надо по-настоящему, а не понарошку.

Почему люди так боятся сказку? Все просто. Чем больше сказок стали твоими знакомыми или даже друзьями, тем более призрачным становится мир, где сейчас живут люди. Чтобы там иметь минимальные условия для полноценной жизни, надо все обустроить так, чтобы туда захотела переселиться жить сама сказка. А это очень не просто. Нормальные сказки не хотят. Климат не тот. Да и подходящих героев маловато. В общем, многие люди отступаются. Только зря. Они не понимают, что для сказки нужно всего лишь хороший огонь все время поддерживать, тогда она себя хорошо чувствует. А ведь этому можно научиться.

Под монотонное течение подобных мыслей совенок и задремал. Разбудил его всплеск воды – у совенка очень чуткий сон. Открывает он глаза, а перед ним сидит черепаха. Даже спросонья совенок понял, что это волшебная черепаха.

Черепаха представилась.

-Я – древняя даосская черепаха. Так меня называют со времен Фу Си. Раньше меня звали… Да, впрочем, и неважно, забыла я уже. Я являюсь многим достойным существам в момент их творческого кризиса, чтобы дать недостающее звено для решения их задачи. Кстати, в какой-то совсем молоденькой традиции меня называют Хызром. Но немногие понимают, в чем моя сила. Моя сила, скажу тебе, и велика, и ничтожна. Я обязана являться всякому истинно ищущему и давать необходимое указание для успешного поиска. Хорошо хоть, все это существа наилучшие. Тем только и утешаюсь. Ведь приходится мотаться из одного конца вселенной в другой, и часто – не лучшие это миры. Там  зато ищут с наибольшим рвением, - и черепаха вздохнула, видимо, чтобы подчеркнуть странность равновесия, свидетелем которого она является от своего рождения.

-Значит, раз мы встретились, ты и мне подскажешь какое-то решение? – не веря своим ушам, но не без надежды в голосе, спросил совенок.

-Да уж, конечно. По-другому я не умею. Так вот, слушай.

Есть в твоей сказке потайной грот, о существовании которого даже ты не знаешь. Если проплыть в глубине озера, попадешь в подводный ход. Ведет он в другой грот, где находится озеро-двойник нашего озера. В тот грот приносит людей во время сна. Как только человек засыпает, он обязательно там оказывается. Но самостоятельно попасть из него в сказку могут только очень немногие. Если же какое-то сказочное существо станет общаться с таким заснувшим человеком, тот начинает ярче осознавать сказочную реальность. Может даже, он будет помнить о ней, когда проснется. И что же получается? Внутри человека начинает жить кусочек сказки. Он и направляет того, кто хочет попасть в сказку, в правильную сторону. Сначала надо только этого хотеть. Потом – внимательно следовать тихому голосу сказки внутри себя. А уж сама-то сказка обязательно приведет куда надо.

-Ну, что ж. Пойдем посмотрим, - сказал совенок и превратился в черепаху.

Все оказалось в точности так, как рассказывала черепаха. Погрузившись в озеро, они попали в подводный тоннель. Пока плыли, повстречали очень много необычных существ. Даже совенок некоторых их них видел впервые и теперь удивлялся: вот ведь, вроде так давно знаю сказку, а до сих пор многое в диковинку.

Понятно было и то, что сами люди не могут переплыть это озеро и попасть в основной сказочный массив. Для этого они должны вспомнить, что умеют превращаться и плавать, подобно водным жителям. Или уметь прямо во сне построить специальное подводное устройство. Но в любом случае им понадобилась бы помощь проводника, указывающего дорогу под водой. В общем, самостоятельно добраться у людей шансов почти никаких не было.

Доплыв до берега, совенок опять превратился в совенка, и они с черепахой пошли осматривать местность. Местность была очень странная. Совенок все время чувствовал себя подвыпившим. Немного болтало и изображение плохо строилось, все время расплывалось.

-Это потому, что здесь сновидят люди, - объясняла по пути черепаха, - а поскольку мысли их сумбурны, чувства смутны и запутаны, и также они никогда не знают, чего хотят, реальность грота все время искажается.

Грот, по наблюдениям совенка, явно был тупиковым. Когда они шли в каком-то выбранном направлении, рано или поздно натыкались на непроницаемую, хоть и невидимую стену. Дальше идти не было возможностей. И тогда они шли в другую сторону.

-Это - ограниченность человеческих фантазий и грез, - продолжала свои комментарии черепаха, - люди странные. Они не могут себе позволить смелые мечты. А большинство из них вообще мечтает о сиюминутном самоудовлетворении. Боятся они мечтать о большем. Да и других с толку сбивают.

-Так другие все-таки есть? – больше для поддержания беседы спросил совенок.

Черепаха промолчала. Да и что тут скажешь? Есть, конечно. Только тяжело им выпутываться поодиночке. Грот ведь один на всех. Мало того, что самому стараться надо. Так еще и чужие мороки преодолевать приходится. Без посторонней помощи тут не обойтись.

Вскоре начали попадаться люди. У большинства из них вид был отъехавший, как будто они пьяные. Многие просто спали. Некоторое время они так сидели, а потом откуда-то врывалась чернота внутрь грота и уносила их в неизвестном направлении. Совенок очень хорошо знал, что эти люди не будут помнить своих снов. Даже если они проснуться не там, где засыпали, все равно ничего не заметят.

Встретив человека, который с большим любопытством осматривал грот, совенок с черепахой приблизились к нему и заговорили.

-Ну, как дела? Может, помощь нужна?

Взгляд у человека стал совсем ясный, и он робко спросил:

-А вы что, духи-помощники? Я слышал, такие бывают. Они могут приходить в сны людей и помогать им сновидеть.

-Может, и да, - ответил совенок. Он хоть и не понял, что это значит – духи-помощники, но помочь был готов. Стало быть, какая разница, как это называть.

Вокруг произошли некоторые перемены. Картина грота перестала расплываться и меняться. Местность была довольно приятная - больше всего походила на пустынные предгорья. Чуть вдали виднелись каньоны.

Человек мечтательно созерцал пейзаж и потом сказал:

-Как здесь хорошо. Я и наяву очень люблю такие безжизненные горы. Весной здесь появятся тюльпаны. Здорово, что мы встретились именно здесь.

Тут совенок и черепаха заметили, что грот перестал быть тупиковым. Можно было идти в любую сторону по своему желанию без всяких препятствий. Значит, здесь очень многое зависит от самого человека. Ну, и еще от кое-каких условий. Совенок очень обрадовался – есть что изучать, есть куда направить свой исследовательский энтузиазм.

-А это только во сне можно видеть мир так необычно? – после некоторых раздумий, спросил подопечный совенка.

-Мы, в свою очередь, тоже задумались, - оживленно рассказывал совенок, - чего тут необычного? Это ведь и есть мир. Как тут объяснишь? Но человек, видимо, переживал сейчас что-то особенное.

-Да нет, - осмелился высказать свое мнение совенок, - ищи друзей наяву. Ищи сказку в своем мире, и ты увидишь, что мир не таков, как принято считать среди людей.

-Мы решили закончить беседу, чтобы не перегружать внимание нашего собеседника- вспоминал далее совенок, - для первого раза было достаточно. Попрощались и пошли обратно. Налетел черный ветер и унес нашего знакомого из мира сна в неизвестную явь. Когда-то теперь встретимся?

К удивлению совенка, снова встретились они очень скоро. И на этот раз прямо перед входом в сказку. Вот ведь. И, правда, нет ничего сложного в том, чтобы выйти из нынешнего мира человеческого, где такая низкая сказочная плотность. Звали человека Джалал. Вскоре они с совенком так сдружились, не разлей-вода. Они много путешествовали вместе, сделали много совместных первопрохождений. Джалал потом описал это в стихах. В своей поэзии он много использовал образ Друга – так как постиг, как важно иметь Реальных друзей. А еще - образ Возлюбленного. Ведь как еще назвать это стремление к постижению мира, к путешествию по сказочной реальности, как не любовь. Среди людей его называли «наставник с сияющим сердцем, ведущий караван любви и опьянения». Потом Джалал исчез в каких-то неизвестных мирах, но совенок нашел его и там. Дружба их не прекращается «до сих пор». Она – за границами времен живет.

Многих друзей совенок нашел себе в зале даосской черепахи. Вместе они разведывали сказочные лабиринты, укрепляли входы, наводили мосты… Так на поверхности миров возник волшебный узор. Всякий, кто его найдет и станет по нему следовать, сможет проникать и в сказку, и в более плотный мир в зависимости от того, что требуется. Если придерживаться линий этого узора, никогда не заблудишься.


Сайт управляется системой uCoz