Центр изучения традиционных культур "Древо Мира"

Вернуться

Путешествие в цивилизацию камней.

Дневник участника экспедиции в Ловозерские тундры.
Август, 2005.

посмотреть фотографии

Мне давно хотелось побывать в местах, в которых открывается суть Мира, его живая природа. В местах, которые охотно делятся с человеком Знанием и Силой, помогают понять, кто человек в этой вселенной. Без излишней эзотерики и надуманных мистификаций, мир в своей изначальной и истинной сути.

После нескольких туристических экспериментов мне стало очевидно, что все эти псевдостранствия и путешествия больше мне не интересны. Не интересно мне было продолжать бесцельно бродить туристическими истоптанными тропами с толпой праздно-шатающихся туристов, хоть пешими, хоть горными или водными маршрутами. Когда есть ощущение, что ты встав на тропу, непременно попадешь в намеченное по плану место, сфотографируешься и побежишь дальше. Так пробежишь свои километры, нигде, в сущности, и не побывав…

Внутри сформировался важный вопрос: остались ли у человека еще способы познавать необозримые просторы вокруг, открывать суть Мира и находиться с ним в гармоничном сосуществовании, или он так и остается погружен в вечный сон сомнений и тяжких дум о своем предназначении.

Когда я осознала и «увидела» цельную картину своего вопроса, то начала поиск людей, знающих такой «способ». Тогда я узнала про Магические тропы шаманов и про центр «Древо Мира». Побывав в нескольких экспедициях центра я поняла, что наконец-то нашла то, что искала. Оказалось есть такие «способы» и есть знание, хранящееся как в сосуде в самой природе человека.

День первый.
Камни. Круг. Луна.

Вокзал в Оленегорске. Пасмурное утро, встречают дождиком. Нас семеро, трое -  пока незнакомые люди. Когда ехали последние километры в поезде, удивили окружающие пейзажи Кольского полуострова: много воды, болот, кое-где островки суши, негустая растительность. Вот мы и на севере, гор пока не видно, до них еще предстоит добираться. На двух машинах довольно быстро доезжаем до рудника, где начинается сама заброска, предварительно делаем закупки в Ревде. Местные таксисты берут с нас денег как за восьмерых,  и уже здесь становится очевидным для всех, что кого-то нам все же не достает.

Уже на тропе. Наш дальнейший путь лежит через перевал Эльморойок. Здесь начинаются для нас горы. Они довольно высокие и каменистые, без растительности, по обе стороны отвесными стенами нависают над перевалом. Вдоль тропы бежит ручей, бежит он в Сейдозеро.  Около девяносто процентов географических названий в Ловозерских тундрах сохранились со времен, когда жили тут саамы. Они и давали каждой горе, реке, перевалу, озеру свои замысловатые имена, складывали сказки этих мест, почитали своих духов. Так как письменности у них не было, непонятно становится, как удалось сохранить эти знания. Хотя людей саамской внешности можно встретить в этих местах и сегодня, какие-то корни все же сохранились.

Идем вдоль ручейка, медленно набираем высоту. Вокруг еще много трав, попадаются заросли черники и брусники, но вплетаются уже и мхи. Слева с горы сбегает тонкая белая нитка воды – небольшой водопад, он особенно выделяется на фоне темной, почти черной горы.

Тропа петляет и ветвиться. Постепенно уходим вправо, хотя нам нужно левее. Делаем привал, курим трубку. Догоняет человек в резиновых сапогах, про себя отмечаю: уж не из саамской ли он породы, вроде вполне белобрыс и мужественен. Человек в сапогах - местный собиратель и рыболов, направляется, как и все здешние, к Сейдозеру. Поправляет наш маршрут, указывая левую тропу, обгоняет, мы незаметно опять уходим вправо, он свистит, машет – не туда, потом опять ждет нас и поправляет. И еще несколько раз. Следуем его указаниям, нам и впрямь оказывается так оптимальнее. Удивительно, в самом начале пути – проводник, это очень хороший знак. Расходимся с нашим «случайным» знакомым, нам совсем не к озеру, а влево и выше – в горы.

Снова удивительное открытие – прошли совсем немного от перевала, в дымке тумана, то прыгая с камня на камень, то проваливаясь в мягкие ковры мхов. Вдруг выходим к аккуратно оставленной стенке дров (а с дровами в этих местах просто очень плохо), далее выложенный круг с очагом из девяти камней внутри. Не понимаем. Потом память возвращается. Три года назад сложили этот круг и оставили дрова люди с нашего предыдущего семинара. Все сохранилось с тех пор нетронутым, как с начала времен в этих древних каменных просторах. Пространства вне времени… И, уж конечно, человек не добирался до этих мест, хотя от тропы практически рукой подать. Удивляемся еще и тому, что так легко оказалось нам выйти на это место. И впрямь магические тропы. Куда не кинешь взор - повсюду едва различимые между собой холмы, каменные и мшистые моря. Отдыхая, решаемся остаться тут на некоторое время. Место будто бы разрешает,  и мы хотим остаться, потому и следуем этому.

Разводим костер. Сидим в кругу, пьем чай. Вокруг густые и грозные тучи, туман окружает, сильный ветер. Ощущение - нас проверяют, потом поливают дождиком. А нам как будто этого и надо – хоть и вымокли уже прилично, очень хочется побыть здесь, ощущать этот дождь на теле, но с места не сходить, еще горит огонь в очаге... Под дождем ставим палатки - льют уже совсем грозно. По прогнозам нам обещали дожди и холод два первых  дня, более того, обещали, что луны в тундрах мы не увидим вовсе. На месте же довольно часто все оказывается немного иначе.

Сумерки. Неяркие краски тундр совсем сгладились в них, правда, мхи будто светятся. Окрестные склоны гор готовятся к непродолжительному сну северных ночей. Дождевые тучки все ушли на юг. Сидим у костра. Беседуем, рассказываем сказки, знакомимся с местом, слушаем тишину. И снова сказки. Потом или еще через какое-то время, точно непонятно, но факт в том, что в какой-то момент луна выглянула из густых туч в небольшое окошечко, взглянула на нас удивленно и мы на нее. Высоко и почти на юге. Прогнозам мы хоть и не верили, но такому видению очень были рады. Однако, какая это была красота! Но скоро она скрылась от нас, через мгновения – еще раз поглядела через другое окошко и потом совсем закуталась в свои густые тучные одеяла. Мы тоже решили, что пора досматривать сказки во сне и пошли укладываться.

День второй.
Другой мир. Местные жители. Собеседники.

Проснулись довольно поздно. Погода почти без изменений, тучки движутся по небу совсем низко и быстро. Трое наших «почти незнакомых людей» куда-то пропали с утра, наверное, пошли наверх к ручью за водой или за дровами вниз в ущелье - подумали мы и не стали их сильно ругать. Сварили кофе на газовой горелке, сидим наслаждаемся. Долго наших не было, волноваться стали.  Потом пришли с дровами и местных грибов принесли, хотя непонятно еще, кто кого принес – заблудиться-то тут и местным труда не составит. Довольные они какие-то. Говорят: хотим суп с грибами. Зря они так: еще и трое суток на месте не прошло. Пока мы только гости здесь, не стоило «местных жителей» тревожить.  Еще говорят, внизу в ущелье жизнь кипит совсем другая, цивилизация и тепло там, и сухо, и весело, и люди их чаем напоили. Но они все равно почему-то к нам вернулись. Все-таки здесь, говорят, совсем не то, что там внизу.

Обсуждаем, как лучше приготовить местные дары. Любое действие, даже кажущееся незначительным – ритуал. Отведали грибов, осторожно, оказалось очень вкусно.

Сидим у костра в кругу из камней. Приближаются сумерки. Начинаю различать едва заметное движение, дыхание тундр. Горы и ущелья то приближаются, то удаляются, а мы в центре амфитеатра то разворачивающейся, то закручивающейся спиральной безбрежности. Кто-то ушел провожать закатное солнце. Он созерцает все вокруг насколько хватает зрения, пьет пейзаж глазами и не подозревает, что все вокруг пьет его с не меньшим упоением и жаждой.

Сегодня второй день гостим у духов. Обсуждаем вчерашние чудеса. Огонь в очаге проголодался, нам не жалко спичек и масла – радостно. Грызем сухарики. Я теряю свой зуб, видно кому-то зубы понадобились, ну и хорошо, вот и мое подношение. К ночи снова начинаются дождики, мы перебираемся в палатку. Устраиваемся со свечой и дастарханом.

Тесный мирок, за тонким брезентом - необозримая безбрежность. Как тонки нити гармонии, как бесчисленны способы нарушить и собрать ее. Говорим о луне, и то какие уж тут могут быть слова…потом молчим. Выходим полюбоваться воочию на еще почти округлую луну.

Читаем по очереди Руми, потом Лао Цзы, вот уже и они присоединяются к нашей беседе, сидят за дастарханом. Поем песни тундре, звучит чудно, Щербакова бы сюда…

Ёся видела маленького совенка в камнях, возможно сычика, он прятался и смотрел на нее своими большими глазами. Чудесная встреча. Хотя совы живут везде, тут мы их пока не слышали. Вот уж совсем скоро рассветет, небо совсем ясное и нежно голубое с легкими перистыми облачками. Светло и легко засыпалось ранним утром третьего уже дня в тундрах.

День третий.
Путь вверх. Каменные моря. В потоке.

Ясный день, сидим на холме с дастарханом, утопая в мягких зеленоватых мхах, солнце высушило их. Ходим босыми ногами по мхам, кто-то пробует их на вкус. Превращаемся в местных не то оленей, не то саамов - первое лучше. Сегодня решаем идти дальше и выше в горы в сторону Ловозера и озера Светлое, но не туда, а по горам Карнасурты. Недолгие сборы, и вот мы уже прощаемся с очагом, разворот против часовой стрелки и сканирование взглядом окрестных мест. Сюда мы еще вернемся. Хотя стопроцентной уверенности никогда нет.

Держим путь наверх вдоль ущелья с шумной рекой, уходим немного влево. Так получается оптимальней, хотя курс наш лежит правее. Впереди много километров по каменным морям.

У ручейка набираем немного воды, делаем привал у большого камня, внизу под нами лежит знакомая долина, снежники на склонах, фотографируем. Встречаем следы маленьких оленей. На вершине странное чувство – вокруг, сколько способен охватить глаз бескрайние каменные пустыни – огромное плато Карнасурты. По пути находим деревянные планочки, вот и опять нас не оставляют без дров для костра. Заботятся на каждом шагу. Ноги постепенно перестраиваются к ходьбе по камням. Усталостью это назвать сложно. Стараемся идти в одном ритме, так гораздо легче, стоит чуть отстать и есть шансы оступиться или встать на шаткие плиты. Камни вокруг живые, тревожим их осторожно.

Идем уже долго, словно плывем одной лодкой, постепенно спускаемся ниже. Направлением на огромный огненный глаз луны. Сегодня она совсем высоко, в свете заходящего неподалеку солнца выглядит очень завораживающе и даже как-то монстрически. Спускаемся каменными террасами, до нашей запланированной стоянки еще далековато. Вон она где-то там, на вершине соседней горы Сэлсурт, а солнце уже совсем собирается сесть, в сумерках не хотелось бы продолжать столь долгий путь. Останавливаемся на одной уютной каменной террасе. Курим трубку на обрыве, под  нами огромный снежник, почти в гостях у Снежной королевы. Три небольших безымянных озера ниже в котловине, перед нами такой «далекий» Сэлсурт в лучах заходящего солнца. Сегодня решаем остаться здесь. Когда-то три года назад, проходя это место, очень понравилось здесь, и даже были идеи стоянки на одной из подобных террас.

Собираем очаг из семи камней, по количеству людей, сидим у костра. Решаем, что больше всего хочется отведать на этом новом месте. Варим вкусный рис с чесноком и изюмом, грызем чесночные сухарики, все с можжевеловой настойкой. Осматриваемся, изучаем. Отсутствие восьмого среди нас замечается, но, как мне кажется, уже реже. Где-то недалеко под огромными валунами журчит вода, завтра посмотрим, как к ней подобраться. Слушаем тишину - умиротворяющая. Любуемся на луну, сегодня она немного тоньше, очень высоко для тундр, чудно. Является пред нами то в обрамлении прямоугольника из облаков, как в окошко смотрит, то другие узоры облаками рисует, зверушек разных. Пламя нашего костра вспыхивает яркими всполохами. Как все ярко!

Много чудес прячут в складках этих древних каменных гор. Незнакомы им шаги человеческие и удивленные глаза. Но нас не пугают, лишь удивляют. А в том мире поверит ли кто-нибудь мне, что есть такие места на земле и что в них так все удивительно гармонично устроено - если вспоминать слова, оказывается все время, что слов для этого еще не придумали, что все вокруг и внутри тебя в этом – бессловесное знание, которое доступно каждому… А если нарисую, скажут – лишь фантазии, что не бывает огонь изумрудно-зеленым и огненная луна в окошке. Так все и есть: реальность многослойней и неописуемо прекрасней любых причудливо-извращенных фантазий. Поверить в это, видимо, и не получится, нужно самостоятельно увидеть и узнать, что это так. Бывало и так: некоторые люди ждут хороший «отлуп» в пути и на месте, а становятся свидетелями и соучастниками чудес – это благоволения духов. Потом со слезами очищения глядят на луну, потом слышат переливы варгана, носимые ветром одному ему ведомыми путями. Становится очевидным вот что: внутренняя честность каждого из нас – есть некое спасение и благословение для всех присутствующих здесь и сейчас.

Люди, духи, камни… Что связало нас? Как? Нес-нес поток. Малое становилось великим. «Сам я» – великий такой – исчезал бесследно в этом скудном пейзаже: камни да ягель. Все разрушалось насовсем. А слова «постороннего» человека навсегда, казалось, приковали меня к его неизвестной судьбе. Да стало не страшно: здесь - будь что будет, лишь бы здесь. Окончательно – забывая, кто ты в этих бескрайних каменных просторах, - и упиваясь последними мгновеньями присутствия в них, кто бы ты ни был, лишь бы был, лишь бы здесь. Нес-нес поток, да застыл непостижимо. Непостижимо. Люди, духи, камни… И вдруг рассыпался: на неумные слова, неловкие движения, непонимающие взгляды, восторженные возгласы. «Не собрать никогда того, что было!» Не верь тому, кто так сказал. А я - и не  верю…

Ставим палатки, одну недалеко от обрыва, вторую на небольшой влажной площадке, подходящие места найти тут трудно. Под утро укладываемся. Сны сняться чудные: к нашей палатке приходят звери: лев, кот и волк, укладываются рядышком с нами у палатки.

День четвертый.
Ветер и варган. Огонь и время. Лунные пейзажи.

Встали в тот час, когда солнце заглядывало в нашу палатку так же, как вчера луна глядела в нее. Сидим у очага, подыскиваем ближайший доступный ручеек. Почти скоро находим чуть выше лагеря живописные прозрачные ванночки, много небольших водопадов, фотографируемся.

С водой здесь все в порядке. Возвращаемся в лагерь, пьем кофе, курим трубку. Приветствуем солнце, выбрав места на огромных валунах, как ящерицы. Раскрытие вместе с ветром и жизнью, закрытие вместе с ветром и смертью. Ветер – наш друг. Здесь все ритуал, действия текут единым потоком в пространстве здесь и сейчас, ничего уже нельзя выделить, кроме него.

Мой варган хотел петь и звал меня. Я шла к скале над обрывом, доставала варган, подносила к губам. Потоком ветра подхваченные, неслись мы то быстрее и выше, то медленнее и ниже вместе с ним по окрестным вершинам и склонам…Потом место вокруг собирало и возвращало нас обратно, к центру чаши. Выше и шире следили мы, как разворачивались вокруг пласты - мы оба довольны друг другом за такое путешествие по окрестностям. Зовут обратно к костру. И впрямь задерживаться нельзя.

Снова сидели у костра, снова подкладывали дров в огонь. И это было всегда. Смотрели на луну, а она  на нас. Вокруг все оживало, становилось лунным пейзажем, камни мерцали огоньками прозрачных кварцитов, и тишина утопала в серебристом сиянии, и так тоже было всегда. Бубны в лунном сиянии… Ветер совсем стихал, и становилось слышно дыхание каменных жителей этих мест. Слушали и запоминали.

Нас продолжали поддерживать дровами. Надеемся, за ночь еще где-нибудь вырастут реечки, или еще какие дрова подкинут для костра.

Рассвет подкрадывался к нам в тишине, осторожно ступая кошачьими лапками по шероховатым валунам и мягкими красками заливал вершины соседних гор.

День пятый.
Местные. Луна в озере. Сияние.

Сегодня вокруг очень спокойно и гармонично. Мы жители этого места. Ощущение, что мы здесь уже давно и еще надолго. Время являет свои свойства – сужаться и расширяться, иногда его просто нет. Вспоминаю и пишу о вчерашнем дне и не понимаю – как давно это было.

Вокруг чистота, ни пылинки, воздух прозрачен. Иногда порывы ветра проносятся мимо нас, мимо мшистых полян и каменных морей. Луну видим сегодня рано. Следим за ее движением по небесному своду. Звезды. Луна в нижних озерах горит как костер. Над нами Кассиопея, впереди мерцающие Плеяды, слева огромная Медведица.

Сегодня мы поглощены небом, все внимание – туда. Оно проясняется, за горой догорает закат. Мы созерцаем, а небо готовится к сказочному представлению, начинают репетицию. Собираются то тут, то там по небу золотистые туманности, они еще не очень отличны от облаков, разве что цветом – это солнечный ветер. Потом, то растворяясь там высоко, то появляясь снова, бегают по небесному своду яркими всполохами удивительно быстро, повинуясь безумно гармоничному ритму, и более ничему. Вырастают из столбов, тянутся от земли в небо, сурово, как смерчи.

Это небесное буйство: страх и трепет и глаз не оторвать. Небо поглощает и завораживает узорами золотистых полярных сияний. Столбы растут и, разворачиваясь, превращаются в огненные арки и небесных змеев, перемещаются и мерцают радужными цветами, зовут, являя входы в верхний мир. И вот уже все небо – огромная сцена с бесшумным и колоссальным надземным действом. И луна – ночное светило, свидетель этого представления. Сегодня большой праздник там наверху, и мы радуемся. Нас позвали к самому порогу, позволили взглянуть на праздничные узоры и нарядных существ не земных, но небесных.

Увидеть полярное сияние в этих широтах в августе явление очень редкое. Везде об этом потом слышали от местных и из литературы.

Спится очень сладко и крепко. Мне сняться детские сны, сказочно-хрустальные, наивные и очень хрупкие. Помню, что маленькая фея с настоящей волшебной палочкой спросила про мое желание, а я, не поверив в ее детский мирок, отказалась загадать его. Тогда фея обиделась и ушла. Я открыла глаза и очутилась именно в том мире, о котором мечтала всегда, в реальном и в самом лучшем из известных мне миров.

День шестой.
Путь вниз. В одной лодке. Летающие звезды.

Сегодня был день нашей сброски вниз к нашей первой стоянке. Проснулись рано. Прощание с местом – непростая задача, завязываются некие узелки. Что-то оставляешь тут, но что-то берешь с собой. Часто бывает очень сложно найти причины, чтобы покинуть место, где живет, быть может, одна из твоих душ. Время становится не властно, границы восприятия расширяются, ищешь и вроде бы не находишь ни связей, ни обусловленностей, ни задач обыденного мира  - ты в потоке вне времени и вне пространства, ты – путешествующее сознание. Когда это так, просто нужно оставлять свои «маячки» и обязательно возвращаться сюда. А в обыденном мире все еще остаются нерешенные задачи, требующие своего разрешения, вопросы, требующие ответов.

Когда не остается больше и этих вопросов и задач, а лишь само Знание – осознаешь себя в нем, вспоминаешь, что оно всегда было с тобой, а место помогло это вспомнить и собрать картинку и увидеть ее целиком. Тундры - одно из таких удивительных мест силы и знания.

Сегодня мой варган звучит по-иному, лиричнее, старается запечатлеть свои звуки в каменных расщелинах и сохранить их тут до следующего возвращения. Некоторые из них прячутся в ущельях, некоторые взбираются по каменным ступеням вверх, уходят в небо.

Оставляем тут то, что нужно оставить, забираем с собой то, что готово сопровождать нас. Мне понятно, что сюда я еще вернусь. Что-то очень важное оставляю и я.

Прощаемся с очагом. Впереди нас ждут каменные пустыни под палящим солнцем – сегодня в тундрах разыгралось ядреное полярное лето. Все время движемся на солнце, глаза – узкие щелки. Каждый шаг – поглощает все внимание, так идем. Иногда ясно видится, что плывем одной лодкой, с камня на гребень и с гребня на камень. Порой одно невзначай брошенное слово или остановка настолько может взбаламутить окружающее пространство, что оступаешься, легко полететь «в бездну»… Внимание собирается снова, снова плывем, под ногами все живое, осторожно движемся по нему, боимся потревожить.

Иногда начинает казаться, что нет ничего сверх этого – это путешествующее существо, наделенное сознанием, хорошо опознает это состояние – быть в пути. Почти в бреду – зачинаются узоры и образы, формируются в картины, поглощают меня. На привале за трубкой распознаю их – это и впрямь мои будущие картины, проявившиеся в этих местах. Тело перестроилось, не чувствует ни боли, ни усталости, ни груза, в ногах зудит движение, все внутри рвется продолжать путь.

Мы на вершине, уже видны наше ущелье Эльморойок и снежники на склонах. Там, перед спуском, где  воды ручьев собираются в один поток и летят вниз, есть влажные черничные полянки. На одной из них мы обнаружили разрушенный лагерь с большим запасом дров, бывших когда-то строениями. Опять о нас заботятся. Запомним это месторождение. Спускаемся все ниже к нашему кругу из камней, здесь все так же, только поток воды в каньоне спал. Ее уже не так слышно и, кажется, ветер сменился на южный.

Сильные порывы со всех сторон и из центра очага – ветер изнутри жарких углей… Над нами набросили безбрежный фиолетовый купол, украшенный звездами, а мы на земле в кругу из камней сидим у костра. Пол луны поднимаются из-за темных утесов, все безгранично безупречно. Сегодня почему-то все звезды на небесном своде не стоят на месте: все движется своими замысловатыми траекториями, или это все-таки мы летим куда-то… Безумство какое-то. Стараемся следить за ландшафтом, а звезды все равно продолжают плыть и лететь куда-то. Вот и огненный Марс туда же…стоп! Внезапно понимаю, что все остановилось и встало на места. Да так и было, но от этого как-то не  легче. Туманности золотистые снова начинают загадочно мерцать и собираться в сполохи. Сегодня мы внизу и поэтому не так ярко – а уже как бы напоследок – отголоском для нашей небезупречной памяти. Не менее красиво. Спасибо. Завтра нам уезжать.

День седьмой.
Прощание. Бесценные дары. Узор.

Встаем очень рано – сегодня день сброски и вечером поезд. Утро хмурится, туманно – совсем как в первый день в тундрах. Собираем лагерь, упаковываем дары – драгоценные камни – жители тундр, которые согласились быть у нас. Прощаемся.

Спускаемся теперь вниз по перевалу Эльморойок к цивилизации. На привале умываемся у ручья, подъедаемся ягодами. А впереди уже маячат строения рудника: жуткие здания, едкие запахи, оглушающие звуки – цивилизация. Позади – тундры. Тяжело, но нужно идти. Впереди суета, что-то еще невнятное. А там остались наши каменные горы, мшистые поляны, ягель и полярные сияния. Удивительный и реальный мир – все это там. Очень быстро все происходит: хоп и мы в автобусе, потом хоп – и в маршрутке, потом хоп – уже на вокзале в Оленегорске.

Перед поездом еще пол дня, и мы располагаемся в ближайшем лесу, совсем близко ко всей этой сумасшедшей цивилизации. Дико и непонятно, нужно адаптироваться и к людям и к шуму. Последние часы и минуты пребывания нас в Ловозерских тундрах утекают, как песок сквозь пальцы – быстро и неумолимо, а столько нужно еще успеть уложить внутри себя. Знание раскрывается узорами, часть из них -  неосознанных, несказанных, несделанных до поры до времени останется скрыта. Остальное же - как бесценный Дар, привезенный оттуда, никуда теперь не денется. Претворяясь и воплощаясь в реальности, он будет следовать с нами всегда и везде, пока мы находимся на Пути.