Центр изучения традиционных культур "Древо Мира"

Вернуться

Пещеры Тульской области
Заметки разных путешественников

Эта страничка посвящена тульским пещерам, их удивительному духу и тому опыту, который пещера дает разным людям, по-разному приходящим к осознанию подземных истин.

Придите, дщери...
Путешествие вглубь настоящего мира
В глубину, подземный пропуск
Если ты думаешь...

"Придите, дщери..."

Первый пещерный опыт, январь-2010

Шаманы, пещеры… Ещё три года назад эти слова для меня были чем-то посторонним и абсолютно незначимым. Однако, благодаря знакомству с одним из участников моего первого подземного путешествия, ко мне пришло понимание,  что шаманизм – это лишь стремление жить в гармонии с Природой, а пещерный опыт возможно, способ «обнулиться», почувствовать Землю и себя без всяких помех. Понимание  - это одно, а практика – критерий истины. Настало время практики…

Заброска произошла в полнолуние, в конце января. На улице было довольно холодно. В каменоломнях – гораздо теплее (круглый год 6°C, но 100% влажности). В пути вертелся в голове мощный вступительный хорал Баха из «Страстей по Матфею», которые только и слушал в последний год. Его название – «Придите,  дщери…» Но в нашей группе были не только дщери, но и сыны. Интересно было воочию видеть легендарные места, о которых читал в Инете: Чайник, Гук, Елочка, Штаны ... Я нес длинный рюкзак и довольно быстро задыхался, несмотря на то, что регулярно посещаю в Москве фитнес. Низкие коридоры, к счастью, периодически чередовались с более просторными проходами и залами, в которых ненадолго можно было распрямиться и дать отдых пояснице. Я  вошел в пещеры одетым в самое теплое и в пути жутко вспотел. Но в то же время мощный слой одежды защитил спину от ссадин. Это я понял уже на обратном пути, когда оделся гораздо легче. Следы от каменных поглаживаний по спине зажили только через месяц…

Прибыли на стоянку  прямо в священный момент  полнолуния. После медитации, трапезы, мы прилегли "для адаптации". Лежал часа три, временами на животе (и это было на редкость комфортно - раньше долго не мог!), временами  - на спине, возможно, порой засыпал, но такое ощущение, что не засыпал, а только дремал. Ощущения при разных положениях тела весьма и весьма  различались. По мне прокатывались какие-то волны, что-то схожее с ощущениями при медитации Випассана. Как в Випассане, я старался сердцем желать всем существам счастья, пытался объяснить, для чего я пришел сюда; и мне кажется, что, в конце концов, "борьба" закончилась приятием меня или смирением духов.

В ходе "борьбы" я понял, что с духами Земли можно не только "общаться", но и активно взаимодействовать. Ведь что происходит?  Земля по ряду причин тормозит с развитием, и духи, скорее всего, также притормаживают, а ведь могли бы, наоборот, помочь. И поэтому захотелось уподобиться Христу, сошедшему «во ад» и возмутившему безропотные души застрявших там. Хотелось дать понять Им, что Космос ждёт, что пора двигаться вперёд... В ответ на мои «благие намерения», которыми известно, куда выстлана дорога, духи каменоломни решили организовать сопротивление. Далее я описываю то, как мне представляется подоплека событий СЕЙЧАС. Тогда же просто шла беседа, скорее, дискуссия, в результате которой пришло понимание необходимости дальнейших действий.

Итак, в ходе борьбы я потерял всякое  чувство меры и разум. Чтобы унять мой пыл, некоторые из духов хотели испытать меня на прогулке по ходам каменоломни, но другая часть духов решила пойти навстречу моим сокровенным чаяниям и дать мне попытаться  ощутить себя и Землю. Это в большей мере отвечало моим представлениям о том, что пребывание в пещерах должно происходить в непрерывной медитации. Поэтому, когда мне предложили посидеть в гроте, я с радостью согласился. Ребята предупредили меня, что я думаю слишком много, а для уединения в пещере это плохо и даже опасно. В итоге меня проводили в грот, в котором я провел два часа.  После закладки камней грот стал совершенно обособленным. Если бы кто-нибудь пришел в эту часть пещеры, то он бы не увидел меня.  Интересно, сколько же таких тайных гротов таят в себе каменоломни?!

Я долго устраивался. Первое время сидел с ароматической палочкой - и она освещала весь грот(!!!). Я думал, что темнота никогда не наступит, но когда палочка прогорела, темнота всё же наступила. Старшие товарищи советовали мне думать о гроте, о местном Духе, постараться вступить с Ним в контакт и принять происходящее как должное, как совет. Но ничего не случилось, если не считать падения камня возле оставленной у входа в грот свечи в первые десять минут, от которого я поневоле вздрогнул. За всё время, что я сидел в гроте, я несколько раз вынужден был вставать, так как не мог больше сидеть. Зажег свечку - на минуту - ровно через час, замерз слегка, а через два часа  стал засыпать - поэтому снова зажег свечку, буквально за минуту до прихода проводника. За эти два часа было всего два-три момента, когда мне удалось отключить ум. Возможно,  как раз в эти моменты я почувствовал нечто слегка давящее на меня, приблизившееся. И также некоторые световые явления в глазах. Борьба мыслей, мыслей, мыслей, с которыми так и не удалось справиться... Единственное, что удалось - это практически всё время получилось поддерживать "огонь любви ко всем Существам" в груди – своего рода залог безопасности и сотрудничества…

Когда покидаешь священное место, хорошо оставлять приношение из предметов, которые дороги тебе. Я оставил маленький школьный компас, который, тем не менее, работал там.   После возвращения в лагерь легли спать. Поразительно, что во время сна ребята постоянно поддерживают огонь свечи. То есть, они чувствует, что свеча скоро догорит, просыпаются и меняют ее. Вспомнились истории о храмах древности, где угашение постоянно горящего в святилище пламени каралось смертью.

Наутро позавтракали, посидели возле свечи, покурили трубку – символ единения всех Существ и нашего Круга. Прочли наугад несколько древних китайских стихов. Чтение наугад способствует осознанию момента. Прозвучали несколько песен, которые также более всего отвечали ситуации. Чувство слияния с пещерой и её духами всё возрастало. Но настало время выбираться в мирскую жизнь. Через сутки и два часа после заброса в пещеры вышли на дневной свет. В зале перед выходом влага пещер при соприкосновении с морозным воздухом образовала гигантские красивейшие кристаллы льда  на потолке. А над Землёй светило яркое солнце… Разожгли ритуальный костер и таким образом завершили действо, посвященное полнолунию.

Как ни странно, но мои первые ощущения после пребывания под землей казались самыми обычными. Но это было лишь неким торможением.  Уже на следующий день в городе я ощутил сильнейший "афтершок". Как будто мир изменился... Как будто я помолодел лет на триста... Теперь я читал книгу «Огонь и Время» совсем другими глазами, она как будто ожила... Интересное ощущение невероятной энергии и радикального омоложения, а также сильную боль в бедрах от гусиного шага я испытывал в Москве в течение нескольких дней после этого первого пещерного опыта… И чувство того, что духи явно подсели на хорал «Придите, Дщери…»

Mozzevel   08.02.2010 – 07.06.2010

Путешествие вглубь настоящего мира

Когда-то очень давно я прочитала сказку про гномов, которые жили внутри горы и делали прекрасные вещи из разных металлов. Мне всегда хотелось попасть в этот мир, полный волшебства. Спустя много лет, в один из дней, мой дядя предложил мне совершить путешествие в каменоломни… Я согласилась.

Мы очень долго ехали, потом шли по берегу реки и, наконец, оказались у неприметного входа на краю оврага, поросшего мхом и травой. Сначала как-то не верилось, что там - целый неизведанный подземный мир. Мы вошли, и пока глаза привыкали к темноте и слабому свету самодельного фонаря, я чувствовала запахи этого места.

Когда глаза немного адаптировались, мы пошли, согнувшись, по узкому ходу дальше. Преодолевая препятствия, мы продвигались вглубь пещеры, и в какой-то момент дядя попросил меня остановиться и почувствовать это место. Постараться пожелать миру, который нас окружал, всего самого светлого и доброго, что было у меня на душе, потому что все вокруг было живым и состояло из миллиона различных сущностей и духов. Я отключила все мысли и почувствовала огромную нежность, любовь и признательность к тому, что окружало меня. Это выразилось в слова, очень похожие на те, которые когда-то сказали Стругацкие: «Я желаю мира этому месту - и пусть никто отсюда не уйдет обиженным»….

И мы пошли дальше, ориентируясь больше не на зрение, а на интуицию. Мы гуляли у огромного озера, вода которого была прозрачнее слез, любовались жемчугами сталактитов, следили за маленькими организмами, окружавшими нас. Слышали сказки и истории духов и учились распознавать дыхание системы. Рассматривали разные виды глины, вслушивались в тишину как в небесную музыку и вспоминали, кто мы на самом деле и для чего мы здесь. Это место научило меня отделять зерна от плевел, истину от лжи, духовность от надуманности… Я поняла, что пришла домой.

Каждое следующее посещение с тех пор я училась у пещеры слушать себя и истинную природу мира….

Без_умный кот

В глубину, подземный пропуск

Каждый раз под землей неповторимо по-разному. Вот стою, передо мной  лаз уходит в глубину.  Момент остановки: замираю и смотрю на все вокруг. Небольшой лаз в пещеру и склон вдруг ярко осветились, и этой волной меня качнуло немного вперед. Теперь - вниз. Сразу – теплый воздух, землей пахнет. Тишина – густая, невесомая. Но этот «эфир», видимо, плотно населен – слышу еле заметные «волны», на звук цикад похожи.

Журнал – первая «проверка»: каждый, кто пришел, записывается - здесь уже чувствуется незримое внимание пещеры. Впереди - бесконечная неизвестность, как в космосе. Останавливаемся в приметных местах – они как маячки, островки в бескрайнем море. Когда сама шла на выход и обратно - оказалась перед фактом, что линейная память тропы не работает. Тогда шла до ближайшего "островка", потом - до следующего,  и так - до стоянки.

Телу поначалу непривычно – незнакомая среда, и всякие представления о размерах, форме всего и способах передвигаться идут к черту. Пещера – большая живая «планета», она дышит и говорит, и совсем не похожа на человека. Длинные ходы как реки уходят в глубину. Постепенно тело вспоминает, как здесь ходить, и, сама не замечаю, как это произошло – становится удобно и естественно.

Идем одной связкой. Каждый - часть одного целого. Проводник «двигает» тропу - линию нашего движения, тропит в неизвестности. Приходят, скачут разные чувства, мысли – какой же бардак в голове! Они чувствуются очень громкими и не дают ясно воспринимать. Пещера пристально сканирует, видит насквозь. Разговариваю с пещерой, благодарю и прошу пощадить такое маленькое ничтожное существо, прошу о возможности побыть с ней. Стараюсь отбросить все ненужные мысли и перевести внимание на тропу. После борьбы и страха неудачи наконец удалось успокоить ум. Когда сосредотачиваешься на тропе и своем движении,  доверяешь пещере - она сама выстраивает правильное восприятие.  Появилось мягкое внимание. Пропускают.

Время

Как-то сплю на стоянке, и тут кто-то зашел и сказал: «Доброго времени суток!» Сквозь сон звучало странно. Открываю глаза и все равно не пойму: где это я и сколько времени прошло. Под землей движутся разные времена, что такое сутки – непонятно. За тот период времени, которое восприятие отождествляет как сутки, может пройти пол дня, а может даже двое «обычных» суток. От такого непривычного течения времени появляется особое ощущение неизвестности и чуда каждого нового мгновения, которое может с тобой произойти в любой момент.

Ходить

Один раз пошла проводить людей на выход. Дорогу знала хорошо, но самостоятельно до выхода еще ни разу не ходила, тем более как проводник. Ну и вот, идем мы, и я замечаю, что скорость передвижения увеличилась, несмотря на большую сумку челнока и пакеты. Чувствую, как мы движемся в объеме - тело настроилось и появилось ощущение, что    летишь, перемещаешься по течению хода, а переставление ног тут ни при чем. Очень естественное состояние - так ходить-летать.

Сели на привале  и увлеклись – слишком долго сидели в тишине. Дело не в молчании или разговорах, а в том, что пока мы так сидели - ощущение тропы потерялось и я оказалась в другом пространстве, где тропы, по которой я шла до этого, нет. Поворачиваюсь – на меня камень смотрит, и все слегка подвижное, как густой-густой мед. Мы встали, пошли дальше, а прежний ритм ходьбы исчез, и время стало тянуться медленно. Прошли до первой ближайшей развилки. Стою и не понимаю: ничего не узнаю – тот поворот, не тот? Вернулись на привал. Еще пару раз сходила туда-сюда, и ритм нашелся. Тропа - как река, сама течет и знает дорогу, и плывешь вместе с ней, внимательно соблюдая скоростной режим течения.

Море

Так мы называем подземные водоемы за то, что они дарят нам проникновение в тайну глубинного осознания самих себя и мира. Уже стояли под землей несколько дней. На предыдущих забросках на «море» не ходили, и вот иду туда в первый раз, испытывая радость и какую-то ответственность.

Эта часть пещеры - другая. Ровно уложены камни в стенах ходов (наверное, гномы построили), намного чище и очень чувствуется, что мир поверхности очень далеко.

Ну вот, дошли. Вода! Осторожно пробираемся по берегу, садимся на камнях. Здесь тоже ходы, и везде кругом – неподвижная, чистая до невидимости вода. Бескрайнее море подземного царства.

Зажгли свечку.  Вода блестит как прозрачный лед, как хрусталь. Она особенная. Может, живой мир появился из такой воды? Она знает все и видит тебя. Знает, какой ты есть на самом деле. Как волны, пробегают всплески  воспоминаний «другой» моей жизни, человеческой и не только – память того, что обычно скрыто… За миражами привычного мира – свежий воздух вселенной. Она смотрит и ждет: будешь ли ты с ней? Рискнешь ли пойти за грань «человека» и стать свободным путешественником? Захочешь ли выпить эту свободу?.. Часто теперь вспоминаю эту воду.

На поверхности мир - другой, немного «подземный». Яркий и глубокий, пахнет многообразно. Вырос из пещеры – праматери всех миров.…

Инга

Если ты думаешь...

Ты не знаешь, как сходят с ума,
Как вода разольётся точь-в-точь.
Самый звонкий крик - тишина,
Самый яркий свет - ночь

~ Эдмунд Шклярский

Если ты думаешь, что природа окружающих тебя вещей полностью известна и предсказуема, и все происходящие с тобой явления безоговорочно рационально объяснимы - то тебе стоит побывать здесь, в месте, где солнечный свет уже не озаряет картины этого мира. В месте, где отсутствуют привычные для тебя голоса людей и звуки проезжающих машин. В месте, представление о котором ты получаешь, вглядываясь в узкую полоску света, исходящую от лампы твоего фонарика или пламени свечи. Попытки описания этого места не дадут никаких результатов, поэтому единственный способ - это оказаться здесь самому. Почувствовать на себе, каково это современному человеку оказаться там, где царит полнейшая природная темнота. Испытать, что такое давящая тишина, плотность которой можно, в буквальном смысле, ощущать. По-новому услышать звуки, которые на поверхности перестал замечать. Научиться различать оттенки цветов, которые были неразличимыми при дневном свете. Погружаясь вглубь, тебе перестанут казаться первостепенно важными мысли, заботившее тебя на поверхности - их место займут другие, как правило, те, о которых ты никогда не задумывался. С достаточной ясностью покажется, что стали понятными и естественными те вещи, которые раньше выглядели запутанными и сложными. Ощущение себя разделится на Тебя на поверхности и Тебя под землёй. Кому-то захочется, чтобы такого разделения больше никогда не происходило. А кто-то будет приходить под землю именно за этим, ища уединения, особого настроения и гармонии. Осознание желания посещения этого места может приходить самыми различными путями, но те, кто спускается под землю и приходят сюда снова и снова, получают каждый что-то своё: одни - то, что намеренно искали, другие - гораздо более важное и ценное…