вернуться в раздел "Путешествия"

Западный Кавказ. Плато Лагонаки, осень 2004 года.
По дневнику участника семинара.

посмотреть фотографии

посмотреть фильм

Страна туманов и ветров, дремучих лесов, в которых живут гиганты-буки, просторных горных плато, душистых трав, парящих в небесах орлов…

Где-то здесь на одной из безлесых вершин в скальном известняковом массиве есть несколько уютных гротов, больших и маленьких. Гроты расположены в стороне от туристических маршрутов, охотничьих и пастушечьих троп. Здесь очень дико. И по ночам, когда наш любимый грот освещает луна, и пламя костра раздувает свирепый горный ветер, из входа грота можно увидеть первозданный мир, а у костра внутри него – прекрасных существ, обитающих в этих местах с незапамятных времен.

Сейчас осень, конец сентября. У нас – всего неделя путешествий по невидимым пространствам древнего мира, где все тайны и сказки только созданы, и для человека, попавшего сюда, «история» еще не случилась. По этой стране и проходит наш маршрут.

Когда сгущающиеся сумерки превращали горы в прекрасные и печальные лунные пейзажи, мы начали последний подъем к нашему гроту. Привычный мир растворялся в лунном свете. Более близкий и намного более чудесный мир открывал нам свои объятия.

Луна  выпускает фиолетовые лучи. Это очень редкое и поэтому очень удивительное зрелище. Хороший и многообещающий знак.

Вот и грот. Здесь сохранился наш старый очаг. Оставлены дрова. По ночам здесь дует сильный ветер. Разводим костер, разжигаем очаг. На ветру горят даже очень толстые дрова ярким пламенем. Луна почти круглая. Здесь хорошо и уютно, несмотря на сильный ветер. Возникла проблема - в знакомом роднике нет воды. Решение этой проблемы оставляем до утра.

Проснулись, когда солнце уже поднялось над горами. Еще зябко. Но там, где солнце осветило склоны, печет. По 100г чая, и один человек уходит искать воду. Другие остаются в лагере.

Снов не помню. Но есть ощущение, что мы очень далеко. И что-то еще не определено.

Вода найдена. Неопределенность улетучилась как по волшебству.

Скоро солнце приходит в наш грот. Для конца сентября немного жарковато. После многочасового подъема мы  долго экономили воду, и сейчас, на палящем солнце, эта вода – вода жизни. Это как пропуск – мы можем остаться. Сейчас засушливое время года, трава на склонах слишком высокая и густая, что делает поиски воды почти бессмысленным делом. Нитка маршрута тянется изнутри – мы должны здесь остаться. Вода найдена, и наш кораблик уверенно лег на курс.

На закате приходят долгожданные туманы. Они внизу. Мы наблюдаем, как дымка над горами сгущается в молочные озера, разливаясь нежной гладью вдоль лесистых берегов гор. Поднимутся ли к нам?

Жара спала и пора отправляться за дровами. Поражает, как сильно зарос склон густой травой и колючими кустами. Приходится продираться сквозь эти колючки. Когда возвращаемся, закат уже близок. Туманы живые, они великолепны в лучах заходящего солнца.

Костер, разведенный для чая, постепенно переходит в ночной. Вроде, все как обычно – ветер, туманы сползли вниз, небо ясное. Неожиданно ветер пропадает, и оказывается, что ночь очень теплая. Долго сидим без огня. Когда луна осветила весь грот, мы обнаруживаем себя в удивительном диком месте. Вокруг – никого, а, может, и вообще никого больше нет на этой Земле. Освещение мягкое, очень светло. Ни малейшего дуновения ветерка. Нас обволакивает равномерное тепло. Очень комфортно, даже как-то чересчур. Мы – инопланетяне, которым Земля показывает образец среды обитания для потенциальных жителей. Ну что ж, мы согласны.

Сегодня третья, последняя ночь, когда можно быть у духов в гостях. Мы помним об этом и спокойно ждем. Когда подует ветер, мы будем готовы «плыть».

Четвертая ночь не обманула ожиданий.  Все действия перестают быть обыденными. Собираемся перекусить, а еда оказывается пищей для духов. Ее надо готовить и подносить им правильно. Пока она не съедобна. Внутри – сильное бешенство. Эта еда – не для духа! Все напряжены, но никто не дергается. Это хоть и забытое переживание, но вспоминается легко. Сразу опознаю его и не беспокоюсь поэтому. Тогда мы готовим подношение – сливочный ликер, берем с собой немного сухариков и идем на «луну». Накатившая волна несет нас дальше. Ухают совы, иногда подлетая совсем близко. Мы не пьянеем. Чувствуем, что этих действий мало. Напряжение перерастает в желание пойти прогуляться по «луне». Точнее, желания нет, есть притяжение лунных пейзажей изнутри наружу. Ночь в разгаре, луна полная. Физически кажется, что мы устали и хочется спать. Не доверяя ленивому телу, решаем пойти за водой все вместе. Прямо сейчас.

Нас словно несет что-то по прекрасным лунным пейзажам. Тело легкое и движется без внутренних усилий. Земля дышит теплом. Другое время, другое место, да и мы другие. Даже в голову не придет, что могут существовать преграды - быть в этом месте. Мы не помним, сколько нам лет, что может болеть тело, что это когда-то может закончиться. Этот поток существует сам по себе без начала и конца, давая другие связи и причины человеческой жизни. Этот путь протягивается в другие пространства. География здесь бессильна.

Набрав воду, располагаемся над обрывом. Внизу – суета городов, здесь – никого. Стелим дастархан. Из-за обрыва изображение горной страны под нами очень объемное. А над нами  - беспредельное звездное небо. Над горизонтом поднимается огромный красный Юпитер, сверкает Сириус, взлетает Орион. Луна давно перевалила юг. Постепенно начинает светать. Возвращаемся в лагерь.

В гроте как дома. Тихо, уютно, обжито. Цветы всякие зацветают, пятицветики, пушистики. Орион на юге, горы в дымке.

Мы знаем, что не каждому человеку доводится попасть в такие места. И хотя преград действительно не существует, все время что-то мешает. Если человек, привыкший к деньгам и цивилизованному комфорту, попадет в горы, там наверняка будет дорогой бар.

Сны становятся намного четче и видно направление. Видна основная тема и возможность развития. Ерунда, конечно, дело личное. Но это еще один признак, что мы поймали поток.

Нужно поискать проточную воду. Та, которой мы пользуемся сейчас, дождевая, может застаиваться, если долго нет дождей.

Весной здесь нет проблем с водой. А осенью остается вариант спускаться к самой реке. Это имеет смысл, если приносить воды сразу на несколько дней, а потом экономно ее расходовать. Такой поход за водой отнимет несколько часов  стремительного спуска и изнурительного подъема.

Дождавшись, когда беспощадное солнце начнет снижаться, выходим из лагеря вниз: на карте в левой от грота балке обозначен ручей. Что он представляет собой осенью, нам предстоит выяснить.

Входим в лес и спускаемся круто вниз. Бурелом. Часто под ногами попадаются камни. Они засыпаны землей и невидны, что делает спуск довольно напряженным. Скоро выходим к балке – это один из притоков каньона, расположенного под нами. Воды не слышно. Спускаемся по балке. Здесь щебень неплотно засыпан землей. Под ногами едет и скользит. Уходим все ниже и ниже, но пока нет даже признаков воды. Через такое дно вода должна быстро уходить в землю. Вскоре решаем прекратить спуск: до темноты можем не успеть вернуться в лагерь. А как мы уже выяснили, ночной горный лес слишком сложен для ориентирования.

Дальше – тяжесть подъема кажется невыносимой. Если не знать, что так бывает всегда перед тем, как «придешь», наверняка откажешься от этого испытания. Лучше валяться на диване. Но не лучше. Это скромная плата за то, что живешь в двух мирах. Если хочешь «придти», обязательно выдержишь. Вопрос в том, зачем люди живут так далеко от настоящего мира. Можно выбрать и другое место для «стоянки».

Когда выходим из леса – над горами  красивейшие туманы, и в них опускается солнце. Подходя к лагерю, удивляемся: вдруг резко похолодало, и подул очень сильный ветер. В гости с собой мы его привели, что ли? Духи поют знакомую и давно не слышанную песню. Неуловимые изменения, и вот, наконец.

Как давно мы здесь не были! Сейчас понятно, что это место нельзя «помнить». Можно что угодно пытаться рассказать о нем, но от этого не станет ничуть понятнее. Оно совсем другое. До этого момента даже представить было невозможно, как сильно оно отличается от привычного мира. Перекусываем. Мы даже не обмениваемся взглядами. Все чувствуют одно и тоже: мы сами – духи, которым сделано подношение. Украдкой смотрю все же на своих спутников: они прекрасны, это как встреча после долгой разлуки. Не фокусируясь ни на чем, просто буду здесь.

Но все устроено так, как будто этот срок – неделя – непреложный факт, определяющий развитие сюжета нашего путешествия. Данность, которую мы не можем преодолеть, даже если очень захотеть. Равновесие потока, в котором мы плывем, нельзя нарушать: ведь это то, что нас держит на плаву. Ночь окунула меня в то, откуда мы пришли. Как жаль?! Но это правило нельзя нарушать, не разрушив целостности происходящего. Я даже не могу сказать, что не хочу этого возвращения.

Последний закат в этом удивительном месте мы встретили на вершине горы, в которой расположен наш грот. По пути наверх собрали немного сухих можжевеловых веток для костра. Когда поднялись, солнце уже садится за горы. Оно село, и огонь разгорелся. Ветер жуткий. Высокое пламя костра мечется во все стороны. Приготовили чай. Дров как раз хватило, чтобы спокойно его попить. Формальности прощания на время возносят нас опять над миром суеты в мир красоты и полноты жизни. В густых сумерках возвращаемся в грот. Спать ложимся не поздно: наутро планируется сброска, чтобы не идти по дневному солнцепеку.

Проснулись, когда выходящее из-за гор солнце осветило облака над нами. Это первый день, когда облака вверху, а не внизу. Сегодня ощущения изменились. Пытаюсь сосредоточиться на вчерашних событиях. Плохо получается. Вчера растворяется во времени сейчас: закат, огонь, мы у огня… И все, что могу вспомнить. Становится тихо. Где-то вдали на западе – шум (ветра, воды, электрички?..). Мягкое освещение.

В горах уже начинается дождь, облака над нами собираются гуще. Прохладно, иногда моросит и у нас.

Оставляем подношения гроту, всякие красивые и полезные предметы, прощаемся и выходим. Если что-то не завершено, может очень тяжело идтись, хотя физически никаких причин для этого не будет.

Иногда появляется солнце. Туманы бегут. Потом равномерно все небо затягивают облака. Проводив нас немного, туманы исчезли.

И скоро – только дорога под ногами, словно течешь вниз подобно речному потоку. И красивая музыка в небесах. Доходим до чистого горного ручья и встаем лагерем: надо помыться перед спуском в цивилизацию. Последнюю, как и первую ночь проводим в лесу.

Вскоре начинает моросить дождь. Перекусываем, ждем, что дождь будет делать дальше. Дальше - ливень. Приближаются сумерки. Ждать нечего. Выбираем раскидистый бук с густой листвой и моемся, невзирая на то, что воды, вроде, и так хватает. На удивление, капли дождя под дерево не пробиваются, и нагретой заранее водой мыться вполне комфортно.

К ночи пришла гроза. Сверкает, грохочет, льет как из ведра. Пережидаем в палатке. Душно и страшно. Один совсем близкий разряд долго раскатывается вокруг нас, катая звонкие невидимые шары. Очень светло от вспышек.

Вроде все прекратилось, и мы вылезли к костру. Вот и луна через облака показалась, яркая, высокая, заметно убывающая. Совсем прояснилось, а луна зеленая.

Наутро, сложив мокрые вещи в рюкзаки и попрощавшись с местом последнего ночлега в горах, часа за три спустились в поселок. Сегодня суббота, и вокруг нас полно отдыхающих: местные, экскурсанты… Мы вроде рядом сидим, но на отдых это не очень похоже. Пока добираемся всякими автобусами, отстраненно смотрю на города, в которых люди изо всех сил стараются отдохнуть. Уже не стесняясь никого, на глазах у всех стремятся прожить сегодняшний день ярче. Ведь скоро их опять захватит суета и обуза будничных дел. Не думаю, что их стремления беспочвенны, как и не думаю, что у них получится. Ведь яркость и полнота жизни – свойство особых мест на Земле, куда редко путешествуют люди.