вернуться в раздел "Путешествия"

Сколько миль от Крыма до Шамбалы?

 Время бежит, время застыло, потерять время, вернуть потерянное время, барьер времени, коридоры времени, колесо времени…

Солнце садилось за невысокие горы на горизонте, весь запад заливая золотом и кровью. Древний город вступал в ночь.

Древний? Что можно считать древним? То, что было давным-давно, вероятно, в те времена, когда люди уже отличались от обезьяны, но еще, конечно, не достигли уровня развития современного человека.

Неважно, как давно что-то случилось. Ни путем эволюции, ни путем деградации современный человек не сможет быть таким, как древние. Поэтому «древний» можно читать так: бывший в незапамятные времена. Память не может с этим справиться. Но при чем здесь время? Человек не помнит, что было вчера. Но есть разница. Есть какой-то барьер, отделяющий человека сейчас от человека, каким он себя не помнит. А может, нет разницы?  

 *  *  *

Сиддхартха Гаутама осознал себя буддой. Что, если бы он захотел рассказать о том, что узнал. Он видел что-то другое, поэтому его и называют будда, он чем-то отличается от других людей. И вот он приходит и говорит о том, что видит. Допустим, что он так и сделал. Вот он ищет возможность быть понятым, ищет подходящего человека, говорящего на подходящем языке. Который он, будда, понимает. И находит. История гласит: Гаутама приходит к царю и рассказывает о колесе времени. Царь умел слушать. Это был царь Шамбалы. А Шамбала, как известно, мифическая страна, даже не древняя. Где она теперь? Начинаются поиски Шамбалы. Ищут, не могут найти. А будда Гаутама был там и даже чему-то научил ее царя. Как такое может быть? Как люди, знавшие Гаутаму, допустили это? А сейчас? Есть люди, которые ищут Шамбалу, и есть люди, которые буддисты. Почему-то это не одни и те же люди.

*  *  *

 Когда на древний город опустилась ночь, мы развели костер. Пещерные города Крыма прекрасны. Но они прекрасны не для людей.

По утрам весной каждый день экскурсии. Юные симпатичные девушки, с ними молодые люди. «Сфотографируйте нас, пожалуйста».

Рядом прекрасная в свете утреннего солнца главная улица Эски-Кермена. Там много красивых залов, кропотливо выдолбленных в известняке. Целый комплекс строений: храм, алтарь, большой зал с могилами монахов. Скамеечки, разные полочки, множество комнаток. В два этажа в одной скале слева и в одной скале справа вдоль главной улицы. А внизу – поле. А здесь – город в лесу. 

Экскурсанты встают у первой же дырки, ведущей неведомо куда. Лицом к главной улице, спиной к лесу. Вот такая фотография на память. Что тут удивительного – город-то древний, вот они и не помнят. Даже если бы сами «горожане» были рядом, никто бы и не заметил.

Ночью в Эски никого. Иногда заходят гости. Стоять здесь запрещено – заповедник. Памятник древности, охраняемый государством. От кого, интересно знать? На территории памятника много мусора, но мусор оставляют и экскурсанты.

А те, кто жил здесь, хотя бы неделю, знают, что ветер здесь сильный, что в мае появятся пионы, а если весна теплая, то в апреле. И сколько здесь не лазай, все равно останутся залы, в которых не был. А площадь у города – и смысла называть нет, не удивишь никого. А по ночам одному здесь страшно. Да и не одному. Потому и пьют, и мусор, и не люди вовсе. А те, кто здесь жил, кто они?

Лестница над обрывом спускается в зал, за ним – другой зал, другая лестница. А были эти времена вовсе не древние, а вполне исторические. В путеводителях так и написано: 6 – 18 века. 

*  *  *

Шулдан. Ночь. Здесь раньше был монастырь, православный. Сидим у огня. Вдруг – шаги. Эхо – шаги далеко слышны. Приближаются. «Христос воскресе». «Воистину», - говорю. Из темноты вышел, в темноту ушел. Всю ночь сверху из главного зала бывшего монастыря молитвы слышны, песнопения. Он там один.

Наутро поговорили. Монастырь – не монастырь, а храм восстанавливают. Бог даст – обратно в Киев скоро поеду, – скромно говорит монах. Книжку о конце света читает. Много здесь разговоров о конце света.

А кругом лес шумит, ветер, солнце по вечерам все время красное. И не горы, можно сказать, и комфортно здесь – залы пещерные, поискать такие,  днем с огнем не сыщешь. А места суровые. Не может здесь человек. На ночь старается в поселок спуститься, а если нет, так это уже подвиг духа.

«…Смертью смерть поправ», - помолился батюшка и распил с нами бутылку красного крымского, Массандры. Кипятку долил, потому что крепленое, после поста сильно идет.

Церковь вернула назад свои земли. Это хорошо. Да где сподвижников взять. Это ж целый подвиг – жить здесь. А раньше люди и так жили, без всякого подвига. И не древние вовсе, а совсем недавно, лет сто назад. Кто они, где они?

*  *  *

Дикие люди, древние, непонятные. Многие скажут: нас это не привлекает, мы бы и не стали там жить. Не стали бы – и правильно, да и не даст никто. Либо это заповедник, либо занято уже. И все денег стоит. А Шамбала – это для будд.

Человека, стремящегося постигать мир, беспокоят вопросы времени, беспокоит сама непостижимость времени для ума. Как парадокс, чтобы иметь с этим дело, необходимо осознать поток вне времени, действительно непостижимый умом. Все, связанное со временем, является магией. Это магическое знание всегда было известно людям, целые цивилизации владели им. Открытия в области этого знания давно открыты, но они не являются достоянием современной культуры. Кто так решил?  

 

Сайт управляется системой uCoz