Луна сегодня:

Центр изучения традиционных культур "Древо Мира"

Путешествия :: Плато Кугитангтау. Средняя Азия

март-апрель 2000 года

"График движения"

Жил-был мальчик в одном большом городе. И однажды ему очень захотелось в горы. Так сильно, что он решил отправиться туда один. Горы были очень далеко, а путешествие могло оказаться опасным. Но мальчик не стал ждать благоприятных обстоятельств и, тщательно собрав необходимые вещи, отправился в дальний путь. Уж очень ему хотелось.

У него все было для этого путешествия, и удача сопутствовала ему на всем пути до самых гор. У подножия гор, у самого входа в Сказочную Горную Страну, мальчик встретился с Тучей. Туча была очень большая, гораздо больше маленького путешественника. Из-за нее не было видно, куда идти. Кроме того, это была Снежная Туча. И скоро все горы укрылись снежным одеялом. Мальчик понял, что дальше идти опасно - 50/50.

Туча увидела мальчика и сказала:
- Если ты хочешь, можешь подняться в горы. Конечно, ты рискуешь заблудиться. Будет холодно, а дрова сейчас сырые, и их трудно находить под снегом. И вообще, ты можешь не вернуться назад живым. Тебе будет одиноко, и, если что-то случится, никто тебе не поможет. И все же, никто не может тебе запретить идти дальше.

И тут мальчик понял, что не знает, зачем он сюда пришел. И тогда решил вернуться.
...На обратном пути его встретили Стражи того мира, откуда он начинал это путешествие. И задержали. Стражи спрашивали у мальчика:
- Откуда ты взялся? Что ты делаешь здесь один в запретной зоне?
- Я отбился от группы своих товарищей и заблудился, - отвечал мальчик, - и надеюсь, что кто-нибудь поможет мне вернуться домой.
Стражи не были злобными и не стали скрывать дорогу к городу. И мальчик благополучно добрался до большого города. Он пришел в гости к своим друзьям и рассказал эту сказку.

13 марта

Мы прилетели в Карши. Пытались зарегистрироваться там. Провели несколько часов в квартире водителя нанятой нами машины. Нас 10 человек. Двое будут находиться с нами только до момента заброски на хребет. Оказалось, что для регистрации надо ждать не меньше суток. Хотелось быстрее оказаться в горах, и мы решили выехать из Карши и попытаться пройти регистрацию в Шерабаде. Ехали ночью. Когда подъезжали к горам, было еще темно. Остановились в степи. Не могли сразу найти дорогу в нужное нам ущелье. Очень темно и зябко. Жгли огонь, пили чай. Машина куда-то уехала и вернулась с дровами. Это были свежесрубленные ветки фруктовых деревьев из нашего ущелья. К утру оказались на месте.

С 14 марта

Решили остановиться в домике пастухов. Трех человек сразу же отправили в Шерабад со всеми документами. ...Мы часами смотрели на неприступную стену вдалеке - это и был тот перевал, на который мы собирались подняться. Все это было непонятно. Тогда смотрели еще. Это не помогало. Мы поднимались повыше, но перевал выглядел все таким же неприступным. Но мы знали, что где-то здесь поднялся Саша Рощин, и это было наиболее вероятное место: скопление снега в некоторых местах указывало на то, что склон там выполаживается. Мы стояли у домика три дня в ожидании ребят. Первой ночью со стороны гор выли волки, совсем близко и очень жутко. Мы всесторонне обсудили особенности этого воя и пришли к выводу, что это весенняя перекличка у волков. Но внутренне проверяю себя снова: зачем я здесь.

С 16 марта

Мы вышли при луне. Немного поднялись, и она стала заходить за хребет. Лезли по крутым и сыпушным склонам почти в полной темноте. Мы довольно быстро набирали высоту, и шлось тяжело. В какой-то момент начинаю отставать. Я вижу перед собой землю и чувствую, что иду одна. Еще немного, и силы покинут меня совсем. Отдаю себе отчет в том, что, как бы тяжело ни шлось, нельзя отрываться от группы. Только так можно преодолеть трудные участки тропы настолько легко, насколько это вообще сейчас возможно. Ночью откуда-то снизу опять выли волки. Почти не обращаю на это никакого внимания.

Уже совсем светло. Входим в зону снега. Большая поляна прямо под перевалом. Остается набрать каких-нибудь 50 метров. Смотрю вниз. Отсюда виден весь мир. Тот мир, откуда мы пришли. Сейчас он выглядит так же странно и непонятно, как и перевал, когда мы смотрели на него снизу.

Солнце уже высоко. Поверхностный слой снега подтаял и не держит. Идем, проваливаясь в него, иногда по пояс. Вылезаешь из снежной ямы и снова проваливаешься. Хочется пить. Снег очень вкусный, в разных местах склона по-разному. А кое-где пахнет, кажется, хвоей, но слишком неуловимо, чтобы определить точно. Все это длиться несколько часов.

И вот, мы на перевале. Меня перестает интересовать мир позади. Отсюда видна вершина Кугитанга - Айри-Баба, вся в снегу. Кажется, что она не очень далеко. Чуть ниже начинаются каньоны. Это верховья Об-Дары, того каньона, куда лежит наш путь. Мы встали под арчой на несколько метров ниже перевала. Развели огонь, пили чай, ели перевальную шоколадку. Нужно было восстановить силы перед предстоящим спуском. В арче оставили наши зеркала - подношение духу перевала.

Группа разделилась: двое начали свое путешествие, а мы пошли в другую сторону. Вблизи перевала саи были сильно засыпаны глубоким снегом. Мы спускались по плато все ниже и ниже, но места спуска в каньон все еще не было. В верховьях одного из саев, показавшегося нам знакомым, остановились и решили встать лагерем. Очень скоро стало смеркаться. Кое-где в сае попадаются растения с толстыми продолговатыми листьями. Предположили, что это тюльпаны. Поспали. На утро снова искали спуск в каньон.

18 - 19 марта

Спускались по саю, по которому пока спускалось. Пришлось использовать веревку. Сай шел довольно крутыми ступенями и вываливал в какой-то каньон. Пока еще мы не могли точно определить место нашего нахождения. Неподалеку от места спуска соорудили временный очаг. Пили чай из снега. Ниже снежников нет. Решили чуть ниже в уютном месте под скалой встать лагерем, прежде чем идти дальше. Полнолуние. Ночь. Ветер. Высокие стенки каньона пока загораживают луну. Она постепенно начинает освещать каньон, и вот, наконец, все освещено. Я чувствую, как что-то течет вниз по каньону вне времени, вне пространства, и купаюсь в этом неуловимом потоке. Здесь родились наши зеркала. В них отражаются эти горы, небо, луна и звезды Кугитанга. Теперь они часто сопровождают нас в наших путешествиях.

С 20 марта

После предварительной разведки продолжаем спускаться вниз по каньону. Еще не знаем, как обстоят дела с водой ниже. Останавливаемся у больших луж под высокой ступенькой - попить чай. Здесь каньон довольно узкий, и со всех сторон нас окружают скалы. Это создает ощущение уютности. Располагаемся на ровных, вымытых водой плитах. Основательно пополнив запасы воды в организме, идем дальше, уже не останавливаясь до самого Грота.

У Грота нас встретили сумерки. Два архара наблюдают за нами сверху каньона. Потом их силуэты растворяются в темноте, и уже нет уверенности, что они были вообще.

Там, где обычно набирали воду, сейчас едва капает. Чтобы запастись достаточным количеством воды, часть группы уходит ниже на поиски луж. Уже в темноте. Остальные отправились за дровами. Арчи здесь не растут, но сверху намывает арчовые дрова. Обычно встречаются в щелях и под камнями. А растут деревья, называемые нами "фруктовыми".

Сидим у очага на дне каньона. Зашли в Грот, покурили трубку. Как всегда.

Мы не торопимся перебираться в Грот. Пока есть возможность совершать действия, мы их совершаем. Сходили на разведку залежей дров в сай неподалеку. Встретили кусты эфедры и заросли зеленого лука, молодого и в этом месте почему-то очень сладкого. Лук часто теперь добавляем в еду, эфедру - в настойки.

Зашли ненадолго в трехъярусный грот по соседству, подышали его дыханием. Потребность совершать действия начинает покидать нас. Вот уже который раз с трудом преодолеваю неподвижность, и ничего "страшного" не происходит. В такие моменты поражает, что, если двигаться достаточно быстро, то действия становятся очень эффективными. А если чуть медленнее - нелепыми и даже опасными.

Иногда мы сидим, и вдруг внутрь нашей пустяковой беседы проникают какие-то импульсы. Не понимаю, но непроизвольно начинаю ловить их ритм. Если следовать этому ритму, то вскоре начинаешь знать, что эти толчки разрывают ткань этого времени. И вот какая-то картинка оказывается полностью собранной. Не позволяю ей развернуться и стать текучей. На самом деле, вообще не знаю, как с ней поступить.

С 23 марта

Грот. Неподвижность теперь преобладает. Никакое действие не может быть совершено здесь без согласия этого места. Просто не хватит сил. Все теперь - ритуал.

Первую ночь сидеть необычайно тяжело. Все тело постоянно затекает, немеет и вообще ведет себя так, будто сидит впервые. Иногда давление становится невыносимым. Потом все проходит и в такой мере больше не повторяется.

Молчим и слушаем... сказки Грота.

Прошли дожди. После них на некоторое время исчезли проблемы с водой. Заходят туманы. Иногда наблюдаю луну сквозь туман, а иногда - сумерки в тумане. По ночам теперь поют лягушки. Очень мелодично. Но при этом слишком уж громко. Все-таки непонятно, куда они деваются, когда здесь нет воды.

Днем тепло. Можно даже мыть голову. Все распускается, зеленеет, а иногда даже зацветает. Оживились птицы и прочие насекомые.

С 31 марта

Прощаемся с Гротом. Спускаемся к нашему очагу на дне каньона уже в сумерках. Немного задерживаемся: темновато, и вообще видимость плохая. Дело к новолунию, и светлее уже будет не скоро. Мы и не торопимся. Наконец, уходим и идем вверх по каньону до развилки и далее по правой отвилке. Теперь уже совсем темно. С фонарями у нас так себе. Часто попадаются завалы. Все пролезаются или обходятся по полочкам, где с рюкзаками, а где рюкзаки надо передавать.

Встали лагерем под стенкой каньона. Недалеко вверх - лужи. Это наш последний лагерь ввосьмером. Скоро двое из нас отправятся на сброску. А пока мы немного отъедаемся и отдыхаем.

1 апреля

Решают начать сброску, хотя идти сейчас никому не хочется. Через несколько часов возвращаются: не смогли найти в темноте вылаз на плато, и откладывают сброску до следующего дня.

Чуть выше нашего лагеря каньон сильно меняется. Он часто сужается, и начинаются завалы. Почти все надо перелезать. Дно во многих местах - монолитные плиты. Много луж. Приятно пробираться по этому коридору все дальше и дальше без вещей и лимита времени. Заканчивается он высокой непроходимой ступенью, под которой - целое лягушачье озеро. Лягушки большие, все сплошь заняты весенним спариванием. В этой части каньона из деревьев растут только фруктовые, но залежи арчовых дров встречаются чаще. Иногда весь каньон бесшумно заполняют какие-то мошки. В косых лучах солнца они напоминают снег. Потом исчезают. Нашли уже не одну пару рогов винторогих баранов.

С 6 апреля

В сумерках выходим из лагеря сначала вниз. Ищем вылаз на плато в полной темноте. В одном месте использовали веревку. Идем по плато вдоль борта каньона. Темно, но, кажется, есть какая-то подсветка. Может быть, это города. С плато хорошо видны их огни. Через некоторое время выходим к тому саю, где стояли первый раз. Остаемся здесь до следующего дня - восстановить силы. За это время все здесь очень сильно заросло "тюльпанами". Стараемся их не затаптывать.

Днем начинаем новое путешествие вшестером. Идем по плато в направлении Булак-Дары. Ищем спуск. Солнце жесткое, хочется побыстрее уйти в тень скал. На неприятной сыпухе у борта Булак-Дары попадается тур. Долго пытаемся выяснить, что он означает. Наконец, находим спуск в сай. Здесь попадаются снежники. Под ветками арчи отдыхаем, пьем чай, делаем небольшой запас воды.

Неторопливо спускаемся по саю. Очень красивый, узкий, стенки - выветренные скалы с кучей маленьких гротиков для очень маленьких, как мыши, существ. В некоторых местах приходится пристраховаться веревкой. Уже долго спускаемся. Показались стенки большого каньона, но ощущение такое, что до дна еще очень далеко. Здесь очень много уютных мест для маленьких стояночек. Площадки между довольно высокими скалами иногда не больше двух-трех метров, ровные. Есть снежники, есть дрова. Но стоять здесь мы, конечно же, не собираемся. Просто любуемся.

Неожиданно быстро достигаем дна Булак-Дары. Внизу сай образует узкий короткий коридор очень правильной формы, через который может пройти только один человек. Из него сразу попадаешь в каньон. Встали лагерем почти у спуска. Сделали очаг у скалы. Сегодня не идем никуда. Ребята сходили на разведку на полчаса ходьбы вверх. Нашли два грота, подходящих для стоянки. Ниже, совсем недалеко от лагеря, лужи. В них, правда, скапливаются мошки, но если набирать воду небольшими порциями, они легко фильтруются.

С 9 апреля

Сходили ниже по каньону осмотреть окрестности. Каньон здесь широкий и просторный. Встречаются непроходимые ступени. Обходятся по полочкам. Стенки каньона здесь высокие, внизу иногда - узкие коридоры из выветренных скал. Воды почти нет. На дне лежит много гигантских камней целыми завалами. Здесь много маленьких камушков с дырочками и каких-то белых кристаллов.

К сумеркам перебрались в грот. Грот расположен на южном склоне метров на 30 выше дна каньона. Входовая часть - самая широкая, далее грот постепенно сужается. Ровная небольшая площадка, сводчатый потолок, вдоль стены - груда камней, сложенных как будто специально. Грот неглубокий и невысокий, не более пяти метров в самой верхней точке. К дальней стенке начинает резко понижаться, и в той его части можно ходить только пригнувшись. Места здесь достаточно на группу 6-8 человек, не более. Еще поднимаясь к гроту по склону, замечаем характерный запах какой-то травы. Он кажется знакомым. Весь склон сильно зарос растениями, которые мы все время принимаем за тюльпаны. Вскоре оказывается, что это никакие не тюльпаны, а дикий чеснок. Теперь чеснок постоянно присутствует в нашем рационе: рис с чесноком, макароны с чесноком, блины с чесночной начинкой, блины вприкуску с чесноком. Самое вкусное лакомство - чеснок с сушкой и сыром. И как мы потом будем обходиться без чеснока? Позднее мы нашли еще одну съедобную травку, названную нами морковкой за характерный стержневидный корешок.

Поставив рюкзаки у входа, идем сразу же посмотреть второй грот, расположенный недалеко на противоположной стенке каньона. Этот грот - почти идеальной купольной формы, чуть выше первого, вход обращен на юг. Геометрия его пространства настолько правильна, что сомнений не возникает: грот - ритуальный, и не очень подходит для стоянки. Возвращаемся.

Еще раз с удивлением смотрим на поляну под отвесными скалами на самом дне каньона. Довольно большая, около одного гектара, очень ровная - настоящий луг. Такие нам еще не встречались. С дровами здесь хорошо. На этой высоте арчи уже не редкость. Ближайшая вода - в тех же лужах. Выше есть снежники, но далековато. На потолке грота кое-где растет мумие.

Обживаем грот. По началу не очень-то уютно. Все проголодались, но пока обстановка не располагает к приятному ужину.

Из каньона в грот задувает ветер. Ночью ухает сова. На предыдущей стоянке мы ее не слышали, хотя она очень близко. Крик совсем человеческий, и в первое мгновение я уверена, что это люди, - может быть, увидели наш костер и подают нам сигналы. Но, конечно, это сова. На уханье совы все время откликается какой-то зверь - гиена или другой ночной хищник.

Днем в поверхностной пыли грота начинаем находить глиняные черепки, некоторые со следами краски; кусочки обработанного человеком дерева, старые. Теперь становится очевидным - в гроте когда-то очень давно жили люди. В дальних частях грота имеются дикообразьи ходы. Скоро находим каменные и костяные орудия с очевидными следами обработки человеком. Каменный нож, наконечники для копья и стрел... Камень какой-то особый, в каньоне таких что-то не видно. Судя по находкам, люди, которые здесь жили, занимались охотой.

Днем ходим вверх по каньону - по одному и небольшими группами. Недалеко от грота каньон начинает ветвиться. Осматриваем отвилки, ищем гроты и вылазы на плато: продукты подходят к концу, и уже приходиться подумать о сброске.

С 12 апреля

Гроза. Ночь. Хорошо, что мы в гроте. Как-то внезапно, как по команде, оживились насекомые и мыши. За одну ночь нас посетили и скорпион, и сколопендра: довольно крупные мерзкие насекомые, вызывающие в теле необъяснимый озноб. Много больших пауков, вполне симпатичных. Мыши теперь заселили нашу кухню. Нас совсем не боятся, да и вообще, по-моему, ничего не боятся. Прогнать их никак не удается.

Выход грота ориентирован на север. Когда луна ночью освещает противоположную стенку каньона, создается ощущение, что грот - это огромный зал пещеры, и эта стенка каньона - его стена. Все, что ниже уровня грота, проваливается в темноту и воспринимается как дно этой пещеры. Картинка очень устойчивая. Если бы я вдруг проснулась в таком месте, у меня бы не возникло никаких сомнений, что это - громадный пещерный зал.

14 апреля

Моросит дождь, но недолго. Собираемся уходить к перевалу.

Вышли засветло вверх по каньону и далее по левой отвилке. Каньон все время меняется - то сужается, то расширяется. За каждым поворотом - новая сказка. Через некоторое время делаем привал. Здесь от одной стенки до другой дно полностью сложено монолитными плитами. Неравномерно окрашенные в разнообразные цвета скалы - все в рисунках. Начинаются снежники. Пьем чай и идем дальше.

Немного проходим, и начинаются труднопроходимые ступени и завалы. Часто останавливаемся. Кое-где приходится использовать веревку. Темно. Пролезаем очередную ступень и решаем встать лагерем. Рядом - большой снежник. Все-таки чувствуется, что мы высоко.

На утро, прямо от места стоянки поднимаемся на плато по стенке каньона, здесь вполне пологой и легко проходимой. Прямо на плато попадаются гроты, небольшие, но хорошо защищающие от ветра и прочей непогоды. Видно, что здесь частенько бывают люди. Уже днем спускаемся в каньон, чтобы не идти в обход. Здесь он неглубокий с пологими стенками. Очень много уютных завлекательных уголков. Растет чеснок, хотя мы уже совсем недалеко от перевала.

15-16 апреля

Отдохнув, снова поднимаемся на плато и идем до самого перевала без остановок. Встаем под арчой. Здесь выложена невысокая ветрозащитная стенка. Следы костровища. Эфедра растет большими кустами.

Закат. Почти напротив солнца - луна. Смотрю вниз. Но смотреть не обязательно. Знаю и так, что все сверху донизу испещрено тоненькими непонятными линиями. Это - саи, каньоны, каменные реки. ...Лунные реки и озера. Вот горит огонь, и мы сидим под скалой. Или у камня. Или в центре огромного Грота. Или маленького. Сидим у огня. Огонь затихает, и вечность обступает нас со всех сторон. Кугитанг - это, уж конечно, не место, обозначенное на карте. И неизвестно точно, где он находится. Здесь ты "у двери", и не успеваешь опомниться, как уже оказываешься за ней. Путешествовать здесь - это не романтика, не приключение: внутри тебя существует необходимость - пребывать в этом месте. И это - неотъемлемая часть тебя. Сейчас нет никаких мыслей. Надо настроиться на спуск. Мы возвращаемся.

Вышли на заходе солнца. Спуск был долгим и тяжелым. Луна светила рассеянным светом, потом вообще скрылась за гребнем. Снег сошел недавно, и камни еще не слежавшиеся. Идти по сыпухе очень неприятно. Скоро сбиваемся с тропы, не видим туров. Но мы идем, пока идется. Иногда воют волки.

В ранних сумерках подходим к домику пастухов, откуда начиналось наше путешествие. За это время тюльпаны зацвели. Наконец-то удалось увидеть их воочию. Утро. Пьем чай, отдыхаем. Замечаю, что часто смотрю на перевал. Но не для того, чтобы что-то выяснить.

Не спав, уходим из ущелья. Дорога. Сидим у обочины. Пытаемся поймать машину. Кругом - маленькие душистые кустики полыни и еще какого-то растения. Отсюда все еще хорошо виден гребень и тот перевал, откуда мы спустились. Стараюсь смотреть не так часто.

...Тогда вижу, что в нескольких метрах от дороги и параллельно ей проходит муравьиная тропа. Длинная, где начинается - не видно. В одну сторону по ней бегут муравьи налегке, а в другую - груженые всякими маленькими травинками. Отсюда не видно, куда муравьи несут свои травинки. Все они очень точно следуют по тропе и, прежде чем взять травинку, проходят большие расстояния. Это непонятно: ведь такие палочки есть всюду. Муравьи очень поглощены этим процессом. Некоторые стараются взять палочку в десять раз длиннее, чем они сами. Этим неудобно. Они идут неуклюже и медленно. Другие пытаются отнять палочку у тех муравьев, которые нашли ее раньше. Происходит борьба, и победитель уносит палочку дальше, а проигравший отправляется на поиски новой. Видимо, без палочки муравьи не могут вернуться назад.

Вот, наконец, и машина. Садимся в нее, и к вечеру - мы в Самарканде.